Мама Недели: Юлия Белоусова (блог «С Днём Рождения, Белка!»)

Сегодня в рубрике Мама Недели мы продолжаем представлять спикеров марафона «Бумеранг Доброты», и наша сегодняшняя гостья точно знает, как вести диалог с Землёй через босые пятки.

У нас в гостях Юлия Белоусова, которую многие сразу узнают по восклицательной фразе, которая является одновременно и названием её блога — С Днём Рождения, Белка! Мы не будем касаться в интервью происхождения такого необычного названия — отгадка есть на главной странице блога, который, кстати, получил награду в акции Выбор «Блоги Мам»- 2012 в литературной номинации. Мы просто постараемся успеть как можно больше задать Юле вопросов — лично, здесь и сейчас.

Юлия Белоусова

Блоги Мам, Светлана: Здравствуй, Юля! Мы все очень рады, что есть возможность побеседовать с тобой.

Юлия: Здравствуйте! Мне радостно стать Мамой Недели на «Блоги Мам», спасибо большое!

Светлана: Юля, давай начнём с «краткой биографии» — расскажи, пожалуйста, о себе.

Юлия: Родом я из Петербурга. Города, любимого многими. Он, действительно, очень необычен. Про него ещё говорят – музей под открытым небом. Так и есть! Там я родилась, выросла, училась, работала. А потом вместе с семьёй уехала в Псков, потому что в музей хорошо приходить иногда, в гости. А жить там не слишком уютно. А теперь мы живём на хуторе здесь же, в Псковской области. К Пскову испытываю очень нежные чувства, но сдержанные – как и к любому городу. Мне ближе рассветы и закаты в полнеба, чем солнышко на макушке двора-колодца.

Лето

С 6-ти лет я занималась музыкой – играла на фортепиано. На серьёзный лад как-то настроилась сразу и сама. После первого урока я сказала бабушке, когда она меня спросила, как дела: «Бабушка! Это адский труд!» Бедная бабушка! Могу сейчас себе представить её чувства в тот момент. 🙂 Но занималась я всегда с большим удовольствием и ответственностью, и почти сразу решила, что музыка будет моей профессией.

Потом закончила музыкальное училище им. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. А потом поступила на актёрский факультет в киношколу при Ленфильме. Как-то неожиданно для самой себя, если честно. Закончила её, стала работать в театре.

Юлия Белоусова в роли

И поступила в СПГАТИ – Академию Театрального Искусства на режиссуру музыкального театра.

Вот тут всё и сложилось в одну картинку — и музыка, и театр. Работала в театре, преподавала актёрское мастерство и фортепиано детям и студентам. А потом я стала мамой. Диплом мы защищали, а потом возили свой спектакль на фестиваль уже с дочкой. Но тогда это была ещё большая тайна.

Сейчас я преподаю хореографию и актёрское мастерство малышам. И немножко похвастаюсь: на сайте «На крыльях времени» я недавно начала проект виртуальной театральной студии. Конечно, заочная форма обучения не совсем подходит для серьёзного театрального обучения, но предложить идеи театральных игр, поиграть «в театр» с удовольствием и с пользой – вполне возможно. И я очень горда своими учениками!

урок хореографии

Светлана: А как ты появилась в Интернете? Какие были цели, обстоятельства, планы?

Юлия: Всё получилось случайно. У меня с Интернетом вообще отношения особые. Недолюбливаю я его, причём очень несправедливо. Он меня знакомит с потрясающими людьми, находит для меня замечательную информацию, очень часто помогает мне, а я, неблагодарная, всё равно отношусь к нему скептически. Каюсь, но ничего не могу с собой поделать. В Интернете я провожу очень мало времени по нынешним меркам.

А с блогом тоже получилось забавно. Я сотрудничала с одним сайтом, вела одну из его рубрик. И бонусом были доходы от рекламы в моих статьях на том сайте. Но для того, чтобы их получить, нужен был свой блог. Вот я его и завела. Подключила нужные опции и просто перестала туда заходить. Спустя несколько месяцев проект заглох, доходы так и не успели появиться, а мне… вдруг захотелось вернуться к своему блогу. Я выключила всё ненужное и стала писать уже для души.

С одной стороны я очень рада, что мой блог потихоньку растёт и развивается, что у него становится больше знакомых, приятелей и даже друзей. Но стать «блогером-тысячником» я не хочу. Потому что я не могу и не хочу быть интересна всем – я ведь не неразменный рубль и не котёнок с открытки. Если стремиться быть интересной массам, то, значит, нужно больше обобщать – и по форме, и по содержанию — ведь люди, читающие блог, такие разные! Мне это не интересно.

Поэтому мне очень приятно, что многих своих читателей я знаю (насколько можно знать человека в Сети), и очень часто читаю комментарии и отвечаю на них так, как будто веду разговор с приятелями за чашкой чая в гостях. Мне это близко. Поэтому специально для раскрутки своего блога я не делаю ничего, он растёт сам – иногда быстрее, иногда медленнее, иногда вовсе замирая, без каких-либо удобрений. 🙂 Но повторю – в то же время мне очень радостно, что людей, которым интересно и тепло у меня в гостях, становится больше, и я очень дорожу их вниманием и расположением ко мне.

Светлана: Как бы ты определила жанр блога «С Днём Рождения, Белка!»? Есть ли темы или статьи, которые ты считаешь ключевыми?

Юлия: Когда появилось желание вести блог, я не хотела, чтобы он становился личным дневником: с рассказами о проведённых выходных и праздниках, с «отчётами» о поездках, с кучей фотографий, с хвастушками о «достижениях» ребёнка.

Во-первых, потому, что если уж это дневник, значит, это дело интимное, не на показ, и уж точно не в Интернете. А во-вторых, есть много вещей, которые интересны и восхитительны исключительно для самой мамы (если говорить о ребёнке), и по мне — так лучше их при себе и оставить.

Но в то же время я не хотела, чтобы блог был безликим сборником статей на популярные в интернете темы — соприкоснувшись как-то с копирайтингом, я до сих пор нахожусь под впечатлением обилия никому не нужных пережёванных сайтов. Или даже бывает, что на сайте хорошие, интересные статьи, но настолько разные по своему нутру, что сайт просто не имеет своего лица и характера.

И мне кажется, что у меня получается писать о личном, но без интимностей: всё, что есть в моём блоге — всё о нас, о том, что интересно, волнует, увлекает в настоящий момент, но в то же время стараюсь, чтобы материал имел шанс быть интересным и, возможно, полезным не только для меня.

Блог развивается сам, у меня нет стратегии его развития. Я хочу его видеть живым и искренним, вот и всё. А какой он будет — литературный, философский, информационный — если честно, мне не важно.

По моим ощущениям «ключевыми», если можно так сказать, стали статьи под грифом «Белкин бук». В этой рубрике собраны настроения и размышления на всякие волнующие меня темы, именно они и вызывают больший интерес у читателей. Иногда для блога пишет моя мама. Эта «комнатка» в блоге тоже очень важна для меня и придаёт блогу определённый колорит. Можно сказать — это его изюминка. Скажу сейчас очень, наверное, нескромную вещь, но каждая статья блога мне по-своему дорога.

Светлана: Можешь ли рассказать о переломных моментах в своей жизни до сегодняшнего дня?

Юлия: В какой-то момент, достаточно давно и не без внешних причин, до меня дошло, как дорого каждое мгновение проведённое рядом с близкими. Это очень важно, важнее работы и профессии, удовольствий и впечатлений. Потому что потом неминуемо наступит момент, когда – поздно. И будет очень больно. Невыносимо больно и горько. И то чувство вины, когда всё превращается в НЕДО – недодал, недослушал, недоговорил, недолюбил – несравнимо ни с чем.

С тех пор я не уезжаю от своих близких надолго и далеко, наслаждаясь каждой секундой, проведённой вместе. Потому сколько бы их не было отпущено, всё равно это ничтожно мало. Я благодарна Богу и судьбе, что имею возможность каждый день чаёвничать и секретничать со своей мамой, заводить философские беседы с папой на полночи, в любое время дня и ночи подойти к дочери и поцеловать её. Я стараюсь дорожить каждой из этих секунд. Это осознание во мне перетряхнуло всё и поменяло образ жизни.

пейзаж

Потом как-то само собой пришло второе потрясение – какой-то иначе осознанный взгляд на материнство, под другим углом. Задолго до появления дочки на смену желанию иметь ребёнка, заботиться о нём и т.д. пришли вопросы: а что я могу ребёнку дать, чем поделиться, какое наследство передать? Не мёртвое и материальное, и даже не интеллектуальное и душевное, а такое, чтобы само множилось и развивалось, чтобы осталось ещё и внукам и правнукам? На эти вопросы ответ был найден и принято решение уехать из Петербурга. Появление ребёнка было, разумеется, знаковым событием, но, скорее заключительным аккордом этого этапа.

Потом неожиданно поменялось отношение к детям. Я очень любила детей всегда. Хотела, чтобы их у меня было много, даже когда была маленькой девочкой. И всегда дети вызывали у меня умиление чуть ли не до слёз. А однажды мы гуляли с дочкой, ей был, наверное, годик, на детской площадке. И я поймала себя на том, что я совсем не умиляюсь, глядя на них, более того — все дети вызывают у меня совершенно разные эмоции, не только положительные. Ну, думаю, приехали, любительница детей! Я прислушалась к себе внимательно-внимательно, вгляделась в каждого ребёнка и поняла удивительную вещь, что ЛЮБОМУ ребёнку при определённых обстоятельствах я могла бы стать любящей настоящей мамой. Любому. Это открытие меня и удивило и порадовало.

Светлана: Значимые люди в твоей жизни — кто они?

Юлия: Это мои родители. Это мастер актёрского курса, на котором я училась – сейчас он крёстный моей дочери. Это дочь.

Светлана: Думаю, всем, кто знаком с твоим блогом, очень хочется побольше узнать о тебе, поближе познакомиться. Если можно: что ты считаешь своей сильной стороной, вообще — что бы ты сказала о своём характере?

Юлия: Ничего себе вопрос, так сразу и ответить сложно… Мне очень помогает то, что я дружу с интуицией, крепко дружу. По моему опыту «городская воронка» – информации, обилия людей, машин – сильно заглушает интуицию. А сейчас каждый, даже самый маленький страх или проявление тревожности воспринимается мной же самой с недоумением – настолько это вразрез с общей атмосферой вокруг. Вслушиваюсь в себя внимательно, и часто делаю нелогичные на первый взгляд поступки. И очень рада им.

Юлия и Анисья

Когда я училась на актёрском курсе, у нас ежедневно проходили актёрские тренинги, в которых мы до умопомрачения копались и в себе, и друг в друге. Помню, про меня одна девочка сказала: «Юля у нас крепкий орешек в шоколаде». Похоже! С годами орешек из железобетонного превратился в более гибкий (если так можно об орешке), не потеряв, однако, своей крепости (и — увы! — хрупкости). А одеяло «шоколада» заметно похудело. Что с одной стороны, может быть, и неплохо. Но, к радости, детский вкус шоколада полностью не потерян, только это уже, кажется, не шоколад, а какая-то более изысканная сладость с более разнообразной палитрой вкуса. Это приятно, потому что Алые паруса можно разглядеть только через розовые очки. А чтобы они не повредили зрению, надевать их лучше в комплекте с самоиронией.

Светлана: Юля, ты из тех редких людей, который может нам рассказать о том, что же происходит за стенами театрального института. Расскажи об этом, пожалуйста.

Юлия: Время, когда я училась на актёрском курсе, очень интересное и значимое для меня. Приходя на первый курс, ты становишься как будто снова младенцем, заново учишься видеть, слышать, говорить, шагать, думать. Потом – копание в самом себе и друг в друге до одури, круглосуточное, без перерывов на обед и на сон, до тех пор, пока не понимаешь, что в тебе есть ВСЁ, абсолютно всё, значит, ты можешь быть кем угодно. Это трудно, но интересно.

Наверное, театральное дело можно назвать в своём роде религией. Вспоминаю этот период с нежностью, но он был в то же время непростым – и слёзы были, и страдания, и разочарования. Зато потом – в театре, и на режиссёрском курсе — было уже гораздо легче, но и… грустнее.

Потому что после учёбы на актёрском курсе я почти не встречала того идеального театра, которому нас учили. Пришлось принять этот факт, хотя это было непросто.

Я очень любила хореографию и не любила фехтование, обожала сценическое движение и спокойно относилась к сценической речи. Но училась от всей души, очень истово.

Наверное, это примета юности: в 17-19 лет изучать свой собственный диапазон. Кто-то для этого бросается в крайности, кто-то менее импульсивен или более осторожен – но всё равно границы своего «я» нащупывает. Кто-то стрижётся налысо, кто-то пускается во все тяжкие, кто-то углубляется в саморазвитие, кто-то выдумывает для себя самые невероятные роли и с упоением их играет – у каждого юного создания своя игра.

Моя игра называлась: «На что ещё способен мой организм?» Своих уроков танца мне было мало, и я ходила на уроки хореографии и с параллельным курсом тоже. Вечерами репетировали современный балет, который ставила наш хореограф в консерватории, ночами мы смотрели и обсуждали фильмы, а с утра уже жонглировали 4-мя мячиками. И постоянно хотелось чем-то ещё себя нагрузить.

В полёте

Сейчас оглядываюсь и улыбаюсь, по секрету скажу: если бы училась сейчас, то делала бы это более созерцательно, немножко «над» или со стороны, без фанатизма, несмотря на то, что очень люблю свою профессию. Думаю, что шишек при таком мировоззрении было бы меньше. Зато такая школа дала очень хорошую базу для работы.

Светлана: Расскажи, пожалуйста, о своих родителях, о детстве.

Юлия: Детство у меня было замечательное. Мы жили в Сестрорецке — пригороде Петербурга, тогда ещё Ленинграда. Там я и родилась. В то время это было очень красивое, уютное курортное местечко на берегу Финского залива. Поэтому моё детство — это почти ежедневные прогулки на море и в сосновом лесу, это короткие пластмассовые лыжи (теперь и у Аси есть такие!), это вылазки на природу с друзьями (мы дружили семьями), это купание до поздней осени в Финском заливе (сейчас даже представляю это действо с содроганием, а тогда – хорошо было и радостно).

А ещё моё детство — это музыка и фортепиано, это рукоделие и выпечка с мамой, это горячее молоко с инжиром во время болезни, это «Мурзилка» и «Весёлые картинки», это любимая кукла Анечка, которая и сейчас стоит у меня на полке, это диафильмы, это карта СССР над столом и таинственный город Ерофей Павлович (как же называются его жители?), это божьи коровки и улитки, любимый театр им. Ленинского Комсомола, в котором я знала наизусть не только артистов, но и режиссёров, балетмейстеров и композиторов (странно только, что именно он был любимым, а не знаменитый брянцевский ТЮЗ). Это каток недалеко от дома, где можно было изображать любимых фигуристов, это поездки к друзьям в Таллинн – певческий праздник и хоровой лагерь «Карэпа», где мы гостили несколько дней. Это друзья, с которыми вместе выезжали «на природу» — в своё заповедное местечко в лесу, это детские концерты, которые мы устраивали, пока родители пили чай.

А ещё это редкие приезды папы (он у меня моряк-подводник, служил на севере), наши с мамой письма ему – они до сих пор целы, нежная печаль ожидания, которая не могла не передаться от мамы ко мне, хотя она – боец: и за маму, и за папу, и за бабушек-дедушек всегда была, могу себе представить, как ей было нелегко. Это частые поездки на север, купе скорого поезда (до сих пор, когда доводится ехать в поезде, испытываю примерно то же волнение, что и в детстве) и разные попутчики, с которыми было очень интересно поболтать о том-о сём (так вот откуда у моей дочки такой «дар»!). А там, за полярным кругом – черника размером ноготь, грибы выше стелющихся по земле деревьев, удивительные горы — сопки.

Моё детство — это поездки к бабушке в Ленинград — к сожалению, нечастые. Боже мой, как я теперь жалею об этом! Бабушка довольно рано ушла из жизни, как много мы с ней не успели… Как-то в юности один мой приятель сказал мне: «Это очень заметно, что у тебя нет бабушки», я часто вспоминаю его слова. А у бабушки — совместные пироги и окрошка из покупного кваса (пока мама не видит).

И всегда мне хотелось братика или сестричку. Но, к сожалению, не сложилось.

А родители у меня, как и у всех – самые замечательные. Это мои самые близкие и настоящие мои друзья. Они одноклассники, со школьной скамьи вместе — вот уже 34 года. Люди талантливые и творческие. Папа играет на гитаре, хорошо поёт, пишет рассказы, большой мыслитель и домашний философ, отлично ладит с деревом – умеет делать из него всякие интересные штуки. Мама рисует пастелью и шерстью, здорово вяжет. Очень природный человек – слышит себя и всё вокруг и доверяет своим ощущениям. Это, видимо, от её бабушки – мама выросла у неё на хуторе. Впрочем, это качество не мешает маме быть очень впечатлительной хлопотушкой.

Мама

А уж какие из них бабушка с дедушкой получились – это и вовсе песня. Особенно за дедушку радуюсь: многое из моего детства он пропустил, потому что был на севере. Виделись нечасто, всегда его приезд к нам или наш туда был непрекращающимся праздником, а будни, не менее удивительные и захватывающие будни растущего человечка, прошли мимо. Теперь он на полную катушку «отрывается» с внучкой и делает удивительные открытия. И… мечтает о внуке так же, как мечтал когда-то о сыне.

Папа

Светлана: Расскажи, пожалуйста, о дочке, о своей Анисье. Судя по твоим заметкам, она такие глубокие вещи порой говорит и осмысливает — а как она начала говорить, с кем и о чём она любит пообщаться?

Юлия: Асёна говорить начала рано – сразу после года. И сразу длинными сложными эмоциональными предложениями. При этом у тех слов, которые пока ещё не давались, произносился один какой-то слог – либо первый, либо последний, либо ударный. Получалось забавно. А потом как-то быстро и незаметно все слова стали полными, появились песни в несметном количестве – и сейчас это самое любимое времяпрепровождение. Поёт она действительно очень неплохо, а, главное, с удовольствием.

Анисья с Елью

Потом появились и философские беседы. В год и 10 дочкиной любимой фразой была: «Эта беда – не беда!». С тех пор это её жизненный девиз. «Мама! Это всего-навсего кусок пластмассы с чернилами внутри», — это про потерянную (в очередной, наверное, стотысячный раз!) ручку. По большому счёту я с ней согласна, хотя, признаю, что иногда эта жизненная философия проявляется у дочери сверх меры.

Ася очень общительная и коммуникабельная. И всегда такой была, стесняться мы не научились до сих пор. Вот уж не знаю, насколько это хорошо. Честно! Любит смешить людей, не боится сама быть смешной. Как-то летом, ей 3.5 было примерно, пошла гулять с дедушкой на речку, надев цирковой клоунский нос. У неё был как раз период увлечения клоунами. И давай со всеми подряд знакомиться, здороваться за руку и представляться: «Здравствуйте! Я – клоун Монетка!» Реакция и у взрослых и у детей была разной, что, впрочем, юного клоуна не смущало.

Разговаривать она может часами со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми. Специально для этого я не делала ничего. Я не отношусь к тем мамам, кто стремится во что бы то ни стало как можно раньше ребёнка «ввести в общество», считаю, что всему своё время, и оно у всех своё. Мы от общения не бегали, но и не форсировали события: встречали кого-то на прогулке — подходили, знакомились, если, конечно, было настроение. Не скажу, что в нашем доме всегда много гостей. Это случается нечасто, зато это всегда очень радостное и желанное событие, к которому готовится вся семья.

Сейчас мы живём на хуторе, и круг общения расширился в разы: теперь для общения у дочки есть весь мир. 🙂 Это ж сколько языков нужно освоить, чтобы чувствовать, о чём кричит сойка, суметь к каждому растению найти подход, посекретничать с собакой. Ведь общение далеко не исчерпывается играми со сверстниками.

Анисья и Дик

Конечно, у неё есть друзья-ровесники, пока только в городе. Местные ребята приезжают в соседнюю деревню только на лето, непременно познакомимся с ними и, возможно, даже подружимся. И когда мы приезжаем по делам в город, то встречаемся с друзьями. Это бывает нечасто, зато становится запоминающимся событием.

По телефону с друзьями Ася тоже с удовольствием общается. Иногда мы устраиваем детские праздники у себя, готовим гостинцы и подарки, приглашаем к себе Анисьиных друзей и их родителей, и это тоже становится очень ценным опытом и памятным событием. Когда Ася приезжает ко мне на занятия или на детские праздники – обязательно с кем-нибудь знакомится.

Очень любит писать письма. У нас теперь есть подружка по переписке – маленькая Нина из Казахстана. Мне бы очень хотелось, чтобы дочь умела и любила писать нормальные, настоящие письма, а не только электронные и смс-ки.

Звонить по телефону Ася тоже обожает. Так что у меня теперь есть свой личный секретарь: если кого-то из моих приятельниц нужно поздравить с каким-нибудь праздником, я могу смело перепоручить это дело дочке: «Тётя Алёна? (Юля, Оксана) Это Анисья Александровна вас беспокоит». А дальше – букет пожеланий «любви и гармонии» и, непременно, концертная программа – у неё большой репертуар стихов и песен, на любой вкус. Попросить развлечь моих гостей тоже не проблема – часами может говорить с кем угодно и о чём угодно.

Светлана: А как ты полагаешь, почему так вышло — длинные эмоциональные предложения, песни? Разумеется, точно мы часто не можем ответить, почему всё идёт так, а не иначе, и всё же — были какие-то действия? Какой-то особый настрой? Есть ли в семье какие-то привычки, которые это могли исподволь запустить?

Юлия: Действительно, трудно сказать почему всё происходит так, как происходит. С Асей, конечно, очень много разговаривали, хотя, это не показатель: я знаю большое количество родителей, которые 24 часа в сутки разговаривали с ребёнком, пели, стихи читали, а говорить он начал поздно, и наоборот — никто ничего вроде не делал, а дитя болтает чуть ли не с колыбели.

Я всегда много вопросов ей задавала, разных по темам и по сложности, причём не специально, никогда даже не задумывалась над этим. Обратил внимание врач — мы в годик пришли на консультацию, и он вдруг говорит: «Это очень хорошо, что вы у ребёнка много спрашиваете». А я как-то и не замечала этого.

И пели ей всегда очень много. У каждого свой репертуар: дедушка — это «Битлз», военные песни, хит — «У деревни Крюково погибает взвод» (по-моему, это первая песня, которую Ася выучила). У бабушки песни 60-70-х годов, из наших кинофильмов. Я ещё до появления дочки прочитала, что где-то про плохого, неблагополучного, злого человека не говорят, что он плохой, а говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен». Фраза эта впечатлила меня настолько, что с тех пор я — фанат колыбельных песен. 🙂

А ещё был момент: я работала в музыкальном училище с хоровиками-народниками, готовила с ними дипломный показ. Ну и весь их репертуар Анисья выучила, по-моему, раньше меня.

Помню такой смешной случай. Ася совсем ещё маленькая. сидит на качелях, а дед ей песни поёт. А она просит его спеть песню про «Айю», про Асю то есть. Что за песня такая? Мы все песни вспомнили, которые так или иначе ассоциируются с дочкой — всё не то. Уже на ходу сочинять стали — опять не то. Пока меня не осенило: ей нужна была битловская «Мишель» . Там есть такие слова : «I miss you, i miss you, i miss you». А ей слышится: «Анисья, Анисья, Анисья». Ребёнок был так счастлив, что его поняли 🙂

Дуют

Светлана: Как вы выбирали имя Анисья?

Юлия: Имя Анисья появилось неожиданно. Я ещё ждала Асеньку, правда, думала, что жду Ульяну или Галину, когда мы с мамой открыли книжку с именами, чтобы посмотреть, когда же у этих самых Ульяны и Галины именины. И вдруг натыкаюсь на это имя — Анисья. Мы с мамой не сговариваясь разом переглянулись и синхронно: «Ух ты!» Аж перевернулось что-то внутри и мурашки пробежали — ОНО! А раз уж задело столь синхронно, стало быть, это имя не случайно к нам пришло.

Светлана: Что бы ты включила в свой личный список достижений и удач (вне зависимости от того, внутреннее это или внешнее, большое или маленькое). Вообще — на каком поле тебе нравится достигать?

Юлия: Мне вообще не нравится ничего достигать. Мне слышится в этом слове что-то агрессивное и собственническое — я догнал «добычу» и теперь она МОЯ. Какая-то гонка в этом есть, преследование, борьба, а я не хочу на это тратить свою жизнь. Но это так, мои ощущения.

Я честно сейчас вспомнила всё, чем могу «похвастаться» и что обычно считают достижениями: интересные роли, конкурсы пианистов и бального танца, театральные фестивали, дипломы… Но дочь моя права, и я не могу с ней не согласиться: она часто перед сном говорит мне: «Как здорово, что именно я родилась именно у тебя!» И я, уже взрослая тётя, вместе с ней замираю от детского удивления и поражаюсь этому факту: вот как это в какой-то момент жизни мы все оказываемся в нужном месте в нужное время — ни секундой позже, и встречаемся друг с другом, и появляются именно эти дети, а не другие! Так что пожалуй, моё самое главное «достижение» — это то, что у меня получилось «встретиться» со своими родными, и с друзьями, и с важными для меня людьми.

Две гимнастки

Чем ещё могу годиться? Дочкой, конечно. Хутором нашим — его тоже можно считать достижением. Дорога к нему была неблизкой и не всегда ровной. Это очень значимое пространство для меня.

Светлана: Расскажи, пожалуйста, про ваш переезд на хутор.

Юлия: История нашего переезда на хутор долгая и интересная. Уже очень много лет – больше 20-ти — в Псковской области у нас есть дача, где мы проводили всегда по полгода: я училась в школе экстерном, поэтому мы могли себе позволить уехать туда ранней весной, а вернуться поздней осенью. Идея жизни на природе витала в семье, наверное, всегда.

Моя мама всё своё детство до школы жила на хуторе у своей бабушки, потом приезжала к ней на каждые каникулы. Вот мамины рассказы и воспоминания, тот образ, который ими создавался, видимо, и был родником этой мечты. Моя прабабушка была очень мудрой, чуткой, «природной» женщиной и, как я теперь уже понимаю, ей удалось создать пространство, которое дружило со всеми обитателями. Хотя, почему «удалось создать»? Вполне возможно, что в то время это было нормой жизни. Для этой семьи, по крайней мере, точно.

И вот, несмотря на студенческую жизнь, интересное любимое дело, творческую профессию, было ощущение, что делаешь что-то не то, занимаешься важным, но не главным. И, когда я ещё чуть повзрослела и появилось предвкушение материнства, то стало совершенно очевидным, что город – это не для детей. Даже вроде как зелёные и относительно спокойные пригороды Петербурга, где мы и жили – сначала в Сестрорецке, а потом в Кронштадте.

И было ещё одно очень необычное наблюдение. Каждый раз, когда я ехала на дачу (а это довольно далеко – 300 км от Петербурга), ещё в дороге, совершенно чётко в какой-то момент возникало ощущение, будто бинокль у глаз перевернули: всё, что в городе воспринималось маленьким и далёким — оказывалось большим и важным. И наоборот – какие-то глобальные задачи и проблемы просто растворялись, как дым, и выглядели глупой игрушкой. А вот когда возвращалась обратно в город, то эта воронка затягивала медленно и тягуче – несколько дней адаптировалась к его правилам, законам и ценностям. Эти ощущения вызывали даже некоторую оторопь.

Хутор с Анисьей

Был, правда, некий конфликт где-то в глубине души на тему профессии: привычно думать, что в творческой сфере больше возможностей в больших городах. Были мысли, что буду искать себя совершенно в других ипостасях. Но этот конфликт решился очень быстро, когда пришло осознание, что то, что я знаю и умею – оно со мной и во мне, где бы я не находилась, что ядро – творческое ли, информационное – в человеке, а не в его территориальном положении. И нет никаких преград для любых занятий, находись ты хоть на северном полюсе.

И мы просто стали ждать, пока я доучусь. К этому времени я уже окончила актёрский курс и стала учиться режиссуре. И сразу же после моей защиты диплома мы занялись переездом в Псков, а буквально через несколько месяцев я защитила свой самый главный диплом: появилась на свет моя дочка.

Поскольку мы решили жить на земле постоянно, то дача, к огромному сожалению, не подходила для этой цели: небольшой участок, по сути в частном секторе малюсенького городка, небольшой домик, окружённый со всех сторон соседями «забор в забор». Тем не менее, мы сначала по 9-10 месяцев, а потом и вовсе круглый год, жили на даче и параллельно искали свой хутор. Дело это оказалось не таким быстрым. Мы исколесили всю Псковскую область в поисках своего места. Нашли не разу, ведь было важно, чтобы там всем было хорошо. Но всё что-то кому-то не по душе было. Зато когда нашли!… Одно слово – свершилось! И вот мы здесь, как говорится.

Светлана: Наверное, многим интересно узнать — а «от чего» вы живёте? Один китайский поэт высказался в том смысле, что всегда мечтал жить на земле, носить простую одежду, есть простую пищу, вести простое хозяйство и предаваться созерцанию — но у него никогда не было на это денег…

Юлия: Абсолютно согласна с поэтом, но есть одно «но»: созерцание не есть безделье. Всегда хуторяне были самостоятельными и самодостаточными людьми. Мои прабабушка и прадедушка умели делать ВСЁ – от выпечки хлеба и пошива обуви до строительства дома, от лекарственных сборов до умения принимать роды. Мы стремимся к этому. По крайней мере, мы нечасто пользуемся услугами магазинов, делаем сами, конечно, не всё, но многое. Получается не только менее затратно, но и прежде всего безопасно, качественно, индивидуально, с душой. А для всего остального вполне хватает тех доходов, какие имеет наша семья.

Мы не стараемся заработать как можно больше – гораздо важнее не «утонуть» в работе, не тратить на неё непомерное количество времени, не вредить никому своей работой и по возможности получать от неё удовольствие и душевную отдачу. В то же время мы не стараемся тратить как можно меньше – пожалуй, на сегодняшний день нет ничего такого, на чём бы мы экономили, что хотелось бы или было необходимым, но на это нет денег. Просто, когда часто бываешь в магазинах, особенно в больших, хочешь-не хочешь попадаешь в эту сеть под названием «купить хоть что-нибудь». Даже самые неподдающиеся не выдерживают, столько изощрённых хитростей используется. А когда приходишь туда редко, то совершенно точно знаешь, что тебе нужно. Наверное, секрет в этом.

Светлана: Юля, а есть ли сейчас какие-то желания, цели, планы?

Юлия: Не люблю ничего планировать в последнее время. Нет, конечно, есть какие-то планы бытовые – вот сегодня на работу, а завтра хорошо бы сделать то-то и то-то. Есть и масштабные грандиозные задумки. Есть Мечты. Но жёсткого планирования нет и не может быть – никто не знает, что будет через мгновение, и что станет в тот момент более приоритетным и важным. Продолжать дружить с пространством, в котором я сейчас живу. – это захватывающее дело. И бесконечное. Узнавать себя, изучать те Вселенные, которые живут рядышком со мной. Учиться любить. Вот, пожалуй, основные планы.

учиться любить

О желаниях: очень хочу чаще играть на фортепиано. Очень! Это то, чего мне сейчас не хватает. Правда, у меня есть блок-флейта, но это немножко не то. Фортепиано – это моё, родное, с детства. А на флейте учусь играть по самоучителю и на слух. Жду, когда привезём пианино сюда, это будет возможно только летом. А пока приходится садиться за инструмент только во время редких приездов в город. Скучаю без него.

Творческие планы вызревают тихо-тихо и незаметно, будто изнутри. То вдруг хочется вышивать бисером, и я это делаю, то выжигать по дереву… А есть вещи — очень серьёзные, важные — которые живут внутри и ждут своего времени. Не всегда, мне кажется, к своим мечтам и целям нужно идти максимально быстро. Важно ещё это делать вовремя. Иногда торопливостью можно навредить, и гораздо лучше замереть, просто смотреть в ту сторону и ждать.

Хореография

Светлана: Ты, наверное, много общаешься с родителями, читаешь блоги родителей, ведёшь реальные и виртуальные занятия. Как по-твоему, есть какие-то выраженные тенденции в родительском мире? На что бы ты поставила акценты, как бы описала свою воспитательную линию?

Юлия: Да, действительно, общаюсь достаточно много. И в виртуальной плоскости во многом благодаря «Блоги Мам». Сразу скажу: очень радостно видеть большое количество талантливых мам с огромным энергетическим и творческим потенциалом, и я очень рада, что знакома с некоторыми из них и довольно тесно. Это очень хорошо, что у интернета есть возможность познакомить и в какой-то степени объединить таких мам.

И в то же время вижу две очень печальные тенденции.

Первая — нацеленность на успех, на знания, на умения, на получение информации. Сразу, с рождения, с пелёнок! Развитие ребёнка, тем более «раннее» – это тема для нескончаемых споров и жонглирования формулировками. Примерно как разговор о прививках, пользе/вреде детского сада – и первое, и второе, и третье можно обсуждать бесконечно. Часто мамы, иногда пряча свою настоящую цель, а иногда, возможно, даже не замечая её, говорят – «нам с ребёнком это интересно», «он сам хочет». Ребёнку интересно всё, что связано с его мамой, по крайней мере, в определённом возрасте. Так что ничего удивительного в этом нет – раз маме так хочется, ребёнок с удовольствием поддержит если не любую, то почти любую её игру или затею. Другое дело, какие мама ставит перед собой цели. Для чего и для кого они? Если она способна честно ответить самой себе на эти вопросы, а не просто поддаться общей волне — замечательно. Некоторые так честно и говорят – хочу вырастить самого умного, гениального ребёнка. Кто-то, правда, рассуждает чуть иначе. Но общая зацикленность на знаниях, информации просто витает в воздухе, и не только в Интернете. Наверное, это нормально: примета времени, так сказать. Быстрого, жёсткого, предприимчивого, успешного. А по мне – это очень печально.

Вторая тенденция – просто шокирующая. Это фантастическая несамостоятельность некоторых мам. В интернете великое множество тематических блогов, тренингов, марафонов и семинаров, посвящённых занятиям с детьми. Наверное, это хорошо. Я говорю о тех ситуациях, когда мамочки не могут по каким-то непонятным причинам взять из всего этого великолепия необходимой ей и её ребёнку сути, домыслить и развить сообразно своим интересам. А ждут, чтобы за них решили, что и как делать, во что играть, как заниматься, расписали по пунктам, составили план, а потом проверили результат и выставили оценку. Они ждут готовых рецептов и порой очень обижаются, когда им их не дают. Это как минимум странно. Ведь речь идёт о твоём ребёнке, именно ты – МАМА, и никто другой, даже самый супер-специалист не знает и не чувствует лучше тебя, что и как нужно делать. Что это? Потребительское отношение к окружающему миру? Душевная лень? Многолетняя, уже въевшаяся привычка, доверять самое дорогое – воспитание ребёнка, здоровье – специалистам, а на деле чужим людям? Такие мамы, по сути, предают сами себя и своего ребёнка, заранее подписываясь в своей беспомощности и несостоятельности. А ещё они «подставляют» тех самых фонтанирующих идеями и творчеством других мам, кто щедро делится своими мыслями и опытом. Потому что в таком случае получается, что они оказывают медвежью услугу и сами того не желая вредят. Очень горько от этого.

Когда у меня родилась дочь, все нас поздравляли, желали и «спокойных ночей», и «расти самыми-самыми», и здоровья, много ещё чего. А мой педагог по танцу сказала просто: «Живите в творчестве». Очень часто вспоминаю её пожелание, таким светлячком-маячком оно оказалось.

Моё ощущение такое: мама должна научить своего ребёнка трём вещам: ЧУВСТВОВАТЬ — окружающий мир, чужую боль, самого себя, МЫСЛИТЬ – ничего общего с логикой и мышлением, мыслить – это значит уметь создавать жизнеспособную, то есть на пользу всему живому сообществу, живую и образную мысль, ту самую, которая способна материализоваться, и — ТВОРИТЬ. Вернее, даже не научить, а «запустить» то, с чем ребёнок уже пришёл. Именно в этом и есть предназначение родителей – помочь ребёнку осознать себя частью мироздания и занять в нём именно то место, которое ему и предназначено. Всё остальное – не суть важные мелочи, которые придут сами или почти сами в своё время.

Светлана: Мне кажется, ты очень хорошо отразила то, что тебя радует и воодушевляет в жизни, что питает дерево вашей семьи. А чему в современном мире ты бы бросила перчатку? С чем не согласна мириться или что вызывает горькие эмоции?

Юлия: Горечь вызывает прогрессирующее человеческое потребительство и пропорциональная его росту потеря нравственности. Речь о человечестве в целом, о тенденции. Так мы долго не протянем – это во-первых. А во-вторых, любые, даже самые благие, попытки что-то изменить, любые реформы, любые законы при таком варианте бессмысленны и бессильны – если внутри нет стержня, мысль будет работать в одном направлении: как бы обойти запрет.

Всё-всё вокруг, куда ни посмотри, в любой области: брошенные дети и старики, войны, разбитые дороги и разбитые судьбы, груды мусора вдоль обочин и непробиваемость чиновников, сидящие в автобусе перед беременной женщиной мужчины и ежедневное утренние хамство в метро, бездомные животные и выжженные поля, а также проблемы образования, здравоохранения, продовольствия – продолжать можно бесконечно – всё упирается в тот самый «человеческий фактор», и никогда, никакой прогресс его ничем не заменит.

Не знаю, как насчёт перчатки – то есть, в чём именно может выражаться вызов этому явлению, но это не может не расстраивать и не заставлять задуматься и искать выхода. А он, видимо, только один – небыстрый и трудоёмкий: воспитывать детей не потребителями, а творцами, и в хорошем смысле хозяевами своего Дома. И тогда, пусть даже и через десятки лет, есть шанс. Верю и надеюсь, даже не сомневаюсь, что мы потихоньку пробуждаемся. Вся надежда на наших детей, а нам задачка — их правильно воспитать.

Светлана: Книги в твоей жизни — расскажи о нескольких.

Юлия: Пожалуй, кроме Библии нет такой книги, которая бы сопровождала меня по жизни. В разное время удивляли, открывали горизонты и вдохновляли меня очень разные книги, и если их воздействие было «в точку», то целый период жизни окрашивался их краской. В разное время это была проза З.Гиппиус, «Путешествие дилетантов» Б. Окуджавы, «Галина» Г.Вишневской, воспоминания Т.Толстой (дочки Л.Толстого), Р. Бах «Единственная», сказки Т.Теллегена…… — называю книги, а вспоминаю целые эпизоды жизни, которые были с ними связаны. Список можно продолжать долго. Сейчас в моей душе живёт «Собака Пёс» Даниэля Пеннака – и снова жизненные события каким-то чудесным образом иллюстрируют и раскрывают для меня эту книгу. Или наоборот – книга пришла в качестве художественной иллюстрации к жизненным задачам? Не знаю точно.

Анисья с Диком на лужайк

Светлана: А теперь несколько вопросов из списка нестандартных. С кем из известных людей тебе хотелось бы поужинать? О чём бы хотелось поговорить?

Юлия: Я бы с удовольствием поговорила бы с российскими актёрами старшего поколения. Инна Чурикова, Ирина Муравьёва, Наталья Гундарева, Екатерина Васильева – это мои самые любимые актрисы. В театре и кино, впрочем, как и в жизни вообще, сейчас как никогда нарушена связь поколений. Теряются традиции, уходят личности, исчезает школа. Очень хочется собрать и сохранить пусть по крупицам их мастерство, их отношение к профессии.

Светлана: Куда бы ты отправилась, если бы нашла ковёр-самолёт?

Юлия: Никуда. У меня нет потребности путешествовать. Вернее, так – нет потребности никуда уезжать. Всё есть рядом с нами, в том месте, где мы находимся. В маленькой капельке росы отражается вся Вселенная – не нужно никуда ехать, чтобы это понять и увидеть.

Светлана: Если бы тебя пригласили в кино и предложили любую роль, кого бы ты хотела сыграть?

Юлия: С удовольствием снялась бы в каком-нибудь хорошем, качественном детском фильме. Но пока детский кинематограф находится в забвении. А жаль. Верю и надеюсь, что что-то изменится.

Светлана: Юля, большое спасибо! А сейчас — традиционное: что бы ты хотела пожелать блогомамам и — себе?

Юлия: Хочу пожелать всем блогомамам гармонии с собой и с миром вокруг, больших и маленьких радостей, мудрости в мыслях, словах и поступках. Замечательной команде Блоги Мам и их детищу желаю дальнейшего развития и самопознания, и не терять своего прекрасного лица и индивидуальности – той «изюминки», которая привлекает и притягивает к этому сайту. А себе и своей любимой семье желаю ещё крепче держаться в едином дружном кулачке, потому что вместе мы – огромная сила.

Для того, чтобы познакомиться с блогом «С Днём рождения, Белка!» Юлия подготовила для вас вот эти ссылки:

Летит по небу пёрышко

Тс-с-с!

С чего начинается мама

С Юлией Белоусовой беседовала Светлана Ранджелович

Что будем искать? Например,Человек