Сегодня в рубрике Мама Недели настоящая фея, педагог-психолог, мама двух мальчиков и удивительно душевный человек — Алёна Решетова. Для многих она знаковая фигура. Например, вдохновившись ещё в 2014 году блогом педагога-психолога Алёны Решетовой, Ольга Астраханцева (наш постоянный интервьюер) пришла в блоговодство.
Блоги Мам (Ольга): Добрый день, Алёна! Невероятно приятно взять это интервью. Сегодня я буду цитировать счастливого человека. «Работа для меня хобби». Первое образование техническое (инженер-механик). Как ты пришла к психологии?
Алёна: Добрый день! Благодарю «Блоги мам» за оказанную честь! Было очень радостно получить приглашение и дать интервью!
Действительно, я счастлива! Я иду на работу с радостью, а с работы домой вновь с радостью. Разве это не счастье? Ведь половину жизни мы проводим на работе! Мне удалось к тридцати годам понять, в чём есть моё предназначение.
Работа психологом в бюджетной сфере сопряжена с постоянным поиском средств и возможностей для того, чтобы сделать свою работу более эффективной. Приходится много придумывать, создавать игры, пособия, а, следовательно, проявлять креативность. Мне это нравится! Даже сейчас, работая в новом детском саду, в котором уже для меня создаются условия (покупается новое оборудование, игры и т.д.), я всегда с увлечением пополняю свой кабинет.
Да, первое образование техническое. Я инженер-механик. Что привело меня в ЮУрГУ – технический ВУЗ? Вероятно, то, что в 90-е годы в нашем городе не было большого выбора Вузов. Педагогический и медицинский институты меня в то время совсем не привлекали. Многие шли в ЮУрГУ (в то время ЧПИ) – просто чтобы куда-то пойти.
Училась я всегда хорошо, и в освоении учебных дисциплин не было проблем, но вот представить себя работающей на заводе для меня было что-то из области фантастики.
Помню, дали нам первую курсовую на первом курсе – надо было рассчитать и начертить червячный редуктор. Тут я поняла куда попала. Что это за зверь такой я и понятия не имела (как и все девочки в группе). Пришлось идти за помощью к мальчишкам. А на защите диплома – 10 чертежей формата А1. Представить, что я буду всю жизнь чертить на заводах пресса-автоматы для изготовления изделий из твердых сплавов – для меня было просто недопустимо.
Проработав один год на кафедре в ЮУрГУ, я ушла в декрет, а потом до 29 лет была счастливой домохозяйкой. И только потом я поступила в МПСИ и стала психологом. Вообще, я считаю, что в психологию нужно приходить уже с жизненным опытом.
Вот так прошло моё профессиональное самоопределение.
Ольга: Говорят, что с каждым ребёнком в женщине рождается новая мать. У тебя два сына, между которыми большая разница в возрасте (12 лет). Менялись ли принципы воспитания детей? Какие подводные камни есть в ситуации, когда между детьми большая разница? Поделись опытом.
Алёна: Для меня разница между детьми в 10 — 12 лет — это очень здорово! Каждый из моих детей был долгожданным! У многих возникает вопрос – а папы разные? Нет, один. С мужем мы знакомы уже 30 лет! Занимались вместе спортом, учились в одной школе.
Когда я воспитывала первого сына, то еще не была психологом, но очень хотела развивать своего ребёнка! Учила по Доману, но когда сын научился говорить, то одна из первых фраз: «Мама, не надо карточек!». Обучение по Доману основано на демонстрации карточек по определенной системе. У меня хватило ума оставить ребёнка в покое.
Но рвение развивать сына и возможность водить его по разным кружкам-секциям не прошло. Сын занимался спортом (было много направлений: ОФП, плавание, каратэ, спортивная гимнастика), но в итоге сын остановился на дзюдо; ходил в развивающий центр по подготовке к школе 3 года до школы.
В три года научился читать. За год до школы пошел в логопедический садик. Сейчас с высоты своего профессионального опыта я думаю: что заставляло меня учить читать 3-летнего сына? Зачем ему в три года читать? В каждой деятельности есть мотив. Мой мотив – быть хорошей мамой, а вот для него – трёхлетнего малыша – зачем?
И вот когда родился второй сын, то он получил все радости детства! Учить читать я начала в 5 лет – так советуют нейропсихологи. Нейропсихологи не рекомендуют раннее интеллектуальное обучение. В каждом возрастном периоде есть свои сензитивные сроки – это возраст наиболее чувствительный для освоения чего-либо.
Развивающие кружки Ваня не посещает, за исключением спорта – он тоже занимается дзюдо. Спорт для мальчиков жизненно необходим.
Мы дома читаем, играем в речевые игры, занимаемся творчеством, много разговариваем, делаем тематические проекты, работаем по тетрадям и т.д.
Появление новорождённого в жизни старшего ребёнка
Когда появляется второй ребёнок, то первому необходимо в разы уделять больше внимание! В разы!
Мы готовили Кирилла к появлению Вани. Когда Кирилл узнал, что у него появится младший брат, то он сказал:
-Хорошо, что не девка!
И больше к этой теме не возвращался. Было видно, что эта новость никак не входила в его планы.
Когда появился Ваня, то Кирилл не проявлял никакого интереса к нему около года.
Мои действия. Каждый день я заходила в комнату Кирилла и под разными предлогами оставалась с ним 30 минут – час. Муж был с Ваней, или Ваня спал.
Мы много говорили с Кириллом просто так, я сидела рядом, когда он играл в компьютер, я интересовалась его жизнью. И никогда не заставляла сидеть с Ваней. Могла только иногда попросить:
-Не мог бы ты мне помочь? Мне очень нужна твоя помощь.
Как-то Кирилл сказал?
-Мама, представляешь, какая ты будешь старая, когда Ване будет 12 лет?
-Кирилл, как тебе повезло – ты увидел маму молодой! – был мой ответ с веселой улыбкой на губах.
Когда Кирилл видел меня с коляской на улице, то он делал вид, что меня не замечает, переходил на другую сторону. У меня не было обиды на сына – я понимала, что он сильно переживает и ждёт… Ждёт, когда он точно будет уверен, что про него никто никогда не забудет! Как-то он сказал: «Я думал, что на меня внимание никто обращать не будет, а только на Ваню».
И уже через год наше терпение дало свои плоды – Кирилл впустил Ваню к себе в комнату, стал с ним немного играть, стал показывать друзьям и хвастаться перед ними успехами брата (первые слова, действия).
Сейчас Ваня и Кирилл — друзья! Кирилл иногда тренирует брата (учится в спортивном ВУЗе), дома борются, ходят в кино, даже спят иногда вместе! Для Вани спать вместе с Кириллом – счастье.
Ольга: Меня просто завораживают рассказы о семейном хождении на байдарке по реке и походы — какая замечательная традиция. Расскажи о своих семейных путешествиях по родным краям.
Алёна: Наши путешествия – это заслуга мужа. Мы с мужем очень похожи. В том плане, что оба выросли в семьях, в которых природе уделялось много внимания.
Путешествуем мы втроем (плюс собака): муж, я, Ваня. Кирилл не разделяет нашего увлечения (ему уже 20 и у него свои интересы).
Сплав по реке – это фантастика! Каждый поворот реки дарит что-то новое… Мы сплавляемся в разное время года. Если сплав летом, то одно расстояние мы проплываем за два дня (с ночевкой), а вот когда весной – за три часа! Вот что значит быстрая вода в мае.
Такие путешествия очень сближают. Мужчина ощущает себя по-настоящему Мужчиной: ведь нужно и дом построить (палатку), огонь развести, позаботиться о безопасности семьи.Просыпаться утром на берегу реки – это удовольствие! Можно и рождение дня увидеть, и как солнышко спать ложится… И всё это видит твой ребёнок! Это самое главное.
А лыжные походы к хребту Уральских гор? Разве это не сказка? Такие красоты вокруг… Душа поет! Ваня увидел Араслановскую писаницу – рисунки древних людей. Разве это не чудо? И горную реку в скалах зимой…
Ольга: Я просто не могла пройти мимо этого случая, который был описан в недавнем посте.
«Вчера пришла ко мне в кабинет девочка 5 лет и, увидев камни и кристаллы, говорит:
-Камни у вас волшебные!
-И яйцо волшебное? — спрашивает меня.
-…
-Конечно волшебное! — сама и отвечает.
-А Вы — Фея!
-Почему?
-У Вас всё волшебное, Вы просто не можете быть не Феей!
Вот так я стала Феей.»
Каково это — быть феей? Расскажи о волшебных инструментах в своей деятельности педагога-психолога.
Алёна: Быть Феей… На самом деле приятно, когда моя работа делает детей чуточку счастливее, помогает справиться с тревогой, страхами, способствует тому, что ребёнок начинает говорить, становится увереннее, смелее, а ещё важнее, когда удаётся родителям донести необходимость изменений в отношении к детям.
Мои волшебные инструменты? Самый важный – душа (или я сама – как точнее сказать, не знаю). Без душевности в работе с детьми никак нельзя. Дети чувствуют искренность и отвечают тем же. Я с детьми на одной волне, мы очень похожи, мы рады встрече друг с другом.
Из материальных: вода и песок. Это хиты. Песок завораживает детей, раскрепощает, снимает зажимы, способствует самораскрытию.
Другие инструменты – все проявления арт-терапии: работа с красками, пластилином, сыпучими материалами и т.п.
Принятие ребёнка – любого: доброго, агрессивного, жадного, толстого, худого, умного, глупого – ЛЮБОГО! Это не инструмент, но важная составляющая работы. Способность увидеть в каждом что-то прекрасное, уникальное и донести это до ребёнка (а может и до родителя, который уже отчаялся и не видит в ребёнке ничего хорошего).
Сейчас я могу работать вообще без ничего — в пустом кабинете. Самый важный инструмент – это я, моё состояние, мой голос, моя интонация, моё умение подстроиться под ребенка, услышать его.
Ольга: Сейчас очень популярна тема эмоционального интеллекта, вокруг которой много фальсификаций. На что родителям нужно реально обращать внимание при развитии эмоциональной сферы ребёнка, с точки зрения практикующего психолога? Посоветуйте хорошие книги для родителей по этому вопросу.
Алёна: Самое важное – разрешать быть эмоциям ребенка. Часто слышу:
«-Ты почему злишься?»
«-Не бойся! Это не страшно!»
«-Не плачь! Мужики не плачут!»
Родителям важно научить ребёнка уметь распознавать свои эмоции и уметь с ними справляться социально-приемлемым способом. Например, злиться – это нормально, но при этом совсем необязательно кричать в группе, топать ногами и драться. Если я злюсь, то можно отойти в сторону и потереть ладошки, полепить, попить воды, порвать бумагу и т.д.
Важно помнить: ребёнок учится на нашем примере.
Считаю, что очень полезно находить в повседневной жизни радости – маленькие и большие и отмечать это. И учить этому ребёнка. Можно сделать традицию – перед сном поговорить о том, что было сегодня радостным: может это то, что удалось увидеть рассвет, или встретить птичку, или удалось написать трудную цифру, или прибежать быстрее всех… Радости могут быть разными! Когда мы научимся замечать радостные моменты, то жизнь становится прекраснее!
Для меня полезны все книги Ю.Б. Гиппенрейтер.
Ольга: Многих мам волнует тема адаптации ребёнка к детскому саду. Несмотря на существующие кипы рекомендаций, довольно трудно сориентироваться в этом вопросе. На что обратить внимание, с точки зрения практикующего психолога, в детском саду? Как помочь себе и ребёнку пережить этот период с наименьшими потерями?
Алёна: Мой опыт показал, что чаще всего легче адаптируются те дети, у мам которых нет сомнений в том, что детям садик необходим. Если есть какие-то сомнения (часто неосознаваемые, например, есть страх выходить на работу), то ребёнок моментально это считывает и делает всё, чтобы мама осталась дома – начинает болеть, плакать и т. д. и т. п.
Как облегчить адаптацию в детском саду:
- Определиться: нужен садик или нет.
- Подготовить ребёнка к садику, проиграв все моменты: от расставания, до обязательного прихода за ребёнком.
Просто берём игрушки и играем в детский сад: просыпаемся, идем в сад, воспитатель встречает ребёнка, мама уходит, все режимные моменты садика, приход мамы, приход домой.
- Никогда не пугать детским садом: вот будешь плакать, то вообще не заберу – останешься там! Или когда ребёнок «плохо» себя ведёт, то говорить: в садик отведу!
Да, такое бывает…
- Всегда прощаться с ребёнком! Не уходить тихонько – пока ребёнок заигрался и не видит, что вы уходите! Пусть поплачет, но зато не будет страха потери вас.
Представьте: вы пришли с мужем в магазин, засмотрелись на товары, а он тихонько ушел. Что вы почувствуете?
- Не торопиться оставлять ребёнка на целый день в саду.
Два дня вместе на прогулке, потом два дня ребёнок гуляет без вас (вы на связи и в случае необходимости быстро придёте), потом приходите в группу после завтрака и оставляете до обеда, потом пробуете оставить на обед, потом на сон-час (но сразу после него забираете), потом уже на целый день. Важно спланировать рабочее время и взять отпуск на период адаптации. Не торопиться!
Никогда в присутствии ребёнка (дети все слышат!) не высказываться негативно о детском саде! Никогда!
- Доверять педагогам, быть терпимым, приветливым. Ведь педагоги весь день с вашим ребёнком (и таких как он еще человек 20-25).
- Задолго до посещения детского сада приучить ребёнка к «чужим» людям – гулять на детских площадках, иногда оставлять у бабушки, тёти и т.п.
Хорошо, если малыш будет приучен к горшку, научится хоть немного самостоятельно одеваться – раздеваться, пользоваться ложкой, отучится от памперсов и груди.
Ольга: Мне понравилось высказывание в одном из постов о песочной терапии и арт-терапии: «Считаю, что эти методы волшебство». С этим трудно не согласиться. В умах многих мам песочная терапия связана с образом сенсорной коробки или световым столиком. Но эти понятия, конечно, не равны. Как можно мамам добавить терапевтичности в игру с песком?
Алёна: О да! Песок творит чудеса! Каждый раз убеждаюсь в этом. В домашних условиях это могут просто игры, организованные в пространстве ящика с песком. Простые манипуляции с песком очень полезны. Тут как нельзя лучше подходит высказывание: «Важен процесс, а не результат!»
Когда ребёнок пересыпает песок, месит сухой песок с водой, то в этот момент, возможно, ребёнок снимает напряжение, успокаивается.
Припоминается одна встреча с девочкой 4 лет. Проблема: тики. В течение всей встречи (45 минут) ребенок месил мокрый песок, проговаривая, что это всё паутина и её нужно смять. Мяла 45 минут! Устала очень, прорабатывала что-то своё. Это важно!
Дети очень любят просеивать песок, закапывать и искать игрушки. Можно закопать ладонь и кисточкой осторожно ее откапывать, проговаривая свои ощущения.
Конечно, можно и миры (мама и ребенок строят свои миры отдельно) строить, решая коммуникативные задачи: знакомиться (показываем пример стеснительным детям в установлении контакта). Много вариантов – о них пишу в своем блоге.
Ольга: Психолог видит в своей работе всякое. Я сейчас не о теме физического наказания. Есть ли какие-то неочевидные ошибки в родительском поведении и методах воспитания, которые способствуют возникновению детских невротических состояний? От каких действий, хочется предостеречь мам и пап?
Алёна: Современные родители зациклены на подготовке к школе. Дети так загружены, что им играть некогда! Дети все время готовятся к чему-то! Важно жить сегодня, а не готовится к будущему. Сегодня – это ведь тоже жизнь. Всегда хочется спросить родителей, ведущих детей после садика на развивающие занятия: вы готовы работать в две смены? Ведь детский сад – это работа!
Очень трудно находиться в группе, в которой еще 20-25 детей. Приходится преодолевать постоянный шум, нужно уметь находить компромиссы, день в садике загружен, соблюдается режим, а вечером детям нужно одно – отдых! Хочется развивать ребенка – развивайте, но разумно – не перегружайте ребенка.
Иногда родители пугают детей: Бабайкой, волком и т.д. Иногда маниакально заставляют убирать игрушки. Если много игрушек – кто виноват? Убирайте вместе или ограничивайте их.
Вопрос компьютера – дети сидят за компьютером часами. Видят там всякое, иногда совсем для детских глаз не предназначенное. Важно дать детям альтернативу компьютеру – например, совместная игра с ребёнком-дошкольником, прогулки.
Важно выработать единую систему воспитания: например, если что-то нельзя, то нельзя и при маме, и при папе, и при бабушке. Иначе в голове ребёнка каша.
Когда ребёнок что-то выполняет в рабочих тетрадях, то будет полезнее замечать то, что лучше получилось, а не только то, что не получилось. Я выбираю с ребенком королеву красоты из букв, цифр и т.п.
Это самые часто встречаемые причины обращений к психологу.
И, да! Оценка в школе – это просто субъективная оценка на данный момент. Плохая оценка – это не повод для унижения ребенка, а повод подумать, как сделать так, чтобы исправить что-то. Мама – всегда рядом и готова помочь.
Ольга: Какое-то время назад я увидела у тебя диплом сказкотерапевта. Расскажите об этом подробнее. Как это работает на практике?
Алёна: Ольга, я только учусь. Скоро получу окончательный сертификат. Тогда и поговорим. Пока мало использую данный метод. Знаю одно – это работает!
Ольга: Мне понравилось понятие, которое встречается в блоге – самотерапия. Расскажи подробнее о нем. В чем черпаешь силы?
Алёна: Психолог – это специалист помогающих профессий. Помочь клиенту может только психологически здоровый специалист. Важно научиться освобождаться от неприятных моментов в жизни, научиться приводить себя в норму. Важна личная терапия у психотерапевтов (каждый психолог в идеале должен её проходить), так мы убережем себя от возможности переноса своих проблем на клиентов. Важна супервизия (анализ случаев в группе коллег).
Лично мне помогает восполнять силы природа, активный отдых, регулярное обучение, арт-терапия. Хочу подружиться со спортом.
Ольга: Пожелайте, что-нибудь нашим читателям.
Алёна: Что пожелать? Папам дочерей я желаю чаще говорить своим дочкам, что они красавицы! Мамам мальчиков благословлять сыновей, наполняя их силой успеха и верой в то, что всё у них получится; давать возможность делать самостоятельно то, что они могут сами (не лезть впереди паровоза).
Хочется пожелать просто радоваться тому, что Вселенная подарила вам чудо – ваших детей!
Спасибо за чудесное интервью, Алёна! Очень многие подходы мировосприятия мне созвучны. Желаю тебе развития в профессии и радости бытия!
Статьи для знакомства с блогом Алёны Решетовой:
- Одна маленькая история…
- Энкаустика — средство самотерапии, или А вы рисовали утюгом?
- В поисках наскальных рисунков. День третий. Араслановская писаница, мы тебя нашли!
С Алёной Решетовой беседовала Ольга Астраханцева.
В статье использованы фото из личного архива Алёны Решетовой.