Проблемы переходного возраста, с ними встречаются многие. Порой путь труден и тернист, особенно если упустил важное, и сейчас ходишь по минному полю, штудируешь литературу в желании вернуть, дать поверить в свою безграничную, всепонимающую любовь. В желании быть принятой ребенком, в желании прижать его к своей груди и вдохнуть сладкий запах макушки, как прежде.
Сегодня в рубрике Мама Недели Марина Коселовских, автор страницы @larossssa. В своем профиле Марина объединила ищущих родителей, чья мечта — «Восстановление и укрепление взаимопонимания с ребенком».
Блоги Мам, Алла: Здравствуйте, Марина! Очень рады встрече с вами, давайте знакомиться, расскажите, пожалуйста, о вас и вашей семье.
Марина: Меня зовут Марина. В своем аккаунте в Инстаграмм я так точно описала себя, что, пожалуй, повторюсь:
Я — сооснователь семьи Коселовских и рефери двух противоборствующих детей. Последнее, к сожалению, несменяемая правда — никак старшая дочь не хочет принять младшего брата. Не было ни одного дня, чтобы не разразился межгалактический скандал. Поэтому я выработала девиз: “Смотри на все с улыбкой, иначе заберут в психушку”! 🙂
У меня двое детей: Марусец, мы называем её так чаще всего, потому что она очень активная, всегда ищет приключений и такое имя полностью олицетворяет её характер, ей 9,5 лет. И дядя Глеб, он очень разумный, спокойный, такой маленький Взрослый, ему 4,5 года.
Алла: Первое, что я узнала о вас, это то, что вы ушли с работы ради того, чтобы быть рядом с детьми и налаживать связь с подрастающей дочкой. Это сложный шаг, заслуживающий большого уважения. Как вы на него решились? И что ему предшествовало?
Марина: Да, это правда. Я 12 лет проработала юристом, и вот уже год, как оставила работу и посвящаю себя семье. Однажды, где-то за год до принятия такого ответственного решения, я вдруг осознала, что моя дочь все чаще и чаще замыкается в себе, она постоянно в плохом настроении, она постоянно обижалась, абсолютно на всё.
Ревность к младшему брату так захватила её, что порой мне было страшно похвалить сына или пожалеть, когда ему больно, потому что ровно в этот момент Марусец начинала смотреть на меня исподлобья, складывала руки на груди в замок и злобно дышала, могла даже дверью хлопнуть.
В цейтноте рабочих будней конечно у меня не хватало времени всё тщательно проанализировать, выработать какие-то шаги и главное, у меня не хватало терпения, мы ругались, и я чувствовала себя отвратительной матерью.
Знаете, Марусец — это моя сбывшаяся мечта. Я так хотела, чтобы у меня родилась дочка. Я даже на поздних сроках беременности видела её во сне, какой она будет, и вот родилась она моя Мечта. Я была уверена, что мы станем лучшими подругами.
Но в силу определенных обстоятельств мне пришлось выйти на работу, когда ей было 10 месяцев и Маша была полностью на няне. Няня, конечно, была очень хорошей, и я благодарна ей за то, что моя девочка росла улыбчивой, доброй, ласковой. Но, признаюсь честно, я совсем не помню её.
Когда родился дядя Глеб, у меня было ощущение, что это мой первый ребенок, потому что у меня не было абсолютно никакого опыта общения с малышами, я же работала.
С рождением сына я допустила самую страшную ошибку в своей жизни, я сделала его нужды приоритетными. Маруся как-то резко повзрослела в моих глазах, хотя ведь ей тогда еще не было 5 лет. Она же совсем ребенок, но я этого не видела!
Мне трудно далось кормление сына, он совершенно не брал грудь и мне пришлось полгода каждые три часа сцеживать ему молоко. Я уставала, была раздражительна, все это отражалась на моем терпении по поводу поступков Маруси.
Мне казалось, что я уделяю ей достаточно времени, что я молодец, но через полгода после рождения Глеба она вдруг заявила, что мы её не любим, и «она выбросится из окна, всё равно она нам не нужна». Это был переломный момент. Я испугалась, стала присматриваться, пытаться наладить связь. Но мне это плохо давалось.
Потом я совершила вторую ужасную ошибку — отдала Марусю в школу в 6,5 лет. Поскольку я росла очень правильной девочкой, целеустремленной и мама заложила в меня понятие «учеба — это главное», то мне очень сложно было принять нежелание Маруси учиться. Основной причиной наших скандалов теперь была учеба.
Поскольку самый огромный мой страх — это отсутствие взаимопонимания с детьми, то я все время читала психологическую литературу, слушала вебинары психологов и думала, думала, анализировала свои поступки, речь. И поняла, что пока я работаю, я не смогу успокоиться, трезво посмотреть на вещи и терпеливо налаживать связь с Марусей.
Алла: Как изменились ваши отношения с Марусей после того, как вы стали больше времени проводить дома с детьми?
Марина: Определённо они меняются в лучшую сторону. Она потихоньку раскрывается, иногда даже что-то мне рассказывает, интересуется моим мнением. Но обидчивость пока все так же велика.
Ей стало легче, оттого, что дядя Глеб за свои проделки тоже несет наказание. 🙂 Сейчас, к сожалению, уже накладывается начало переходного возраста. Безусловно, сложности остаются и, наверное, сближение шло бы быстрее, если бы я на год-два раньше оставила работу.
Но я придерживаюсь мнения, что всё случается тогда, когда должно, и поэтому работаю над собой и над отношениями с Марусей исходя из сегодняшней ситуации.
Алла: Что для вас труднее всего в подростковом периоде дочери? И как вы с этим справляетесь?
Марина: Самое трудное — принять, что твой ребенок, уже не малыш. Что это — Личность, со своими мировоззрением, ценностями и желаниями. Сложно принять её друзей, о которых уже не скажешь: “Это плохой мальчик, не играй с ним», и она прислушается. Теперь такие слова только отдалят её от меня и приблизят к тем, кто мне не нравится.
Трудно очень сдерживать себя в высказываниях, оценочных суждениях, ведь Марусец считает себя взрослой и жаждет свершения взрослых поступков.
Как я справляюсь? Терплю, молчу, проговариваю про себя мантру: “Главное для ребенка — это ощущать, что его любят и принимают, чтобы ни случилось”. Вспоминаю себя, как мне было обидно, что мама считала мои мысли и поступки глупыми, часто говорила мне, что это не мои мысли, а кто-то мне их вдолбил в голову. В общем-то, наверно, не верила в меня, поэтому очень не хочу, чтобы моя дочь чувствовала себя так же.
Еще очень трудна работа по ликвидации орущей мамы. 🙂 Но, я постепенно справляюсь. Каждый раз, когда я хочу заорать от бессилия, я задумываюсь, какой меня будет вспоминать Маруся когда вырастет: орущей, с выпученными глазами, красным лицом. Жуть. Эта манипуляция очень помогает. 🙂
Читаю книги, смотрю фильмы, особенно американские, где показаны идеальные семьи, принимающие своих детей любыми, и вдохновившись, некоторое время мне легче принять Марусец. 🙂
Алла: Какие ресурсы (книги, фильмы, сайты и т. д) можете посоветовать другим родителям подрастающих детей?
Марина: Я прочитала очень много книг. Сейчас моими фаворитами являются психолог Ирина Млодик и писатель Андрей Максимов.
Их книги меня отрезвляют, сбрасывается родительская установка моего детства, что ребенок всё должен родителям пока не станет взрослым. Своего мнения быть не должно, родители всегда правы.
Книги
У Ирины Млодик, кстати, есть три книги, которые очень хорошо читать вместе с детьми и обсуждать: «Как строить мосты, а не стены»,«Почти неволшебное превращение» (книга для мам и дочерей), «Если они смогут встретиться или твой навигатор по дружбе». Совместное прочтение позволит вам и информацию ребенку передать, и сблизить вас в процессе обсуждения изложенных там вопросов.
Ну и психолог Михаил Лабковский, проповедующий, что никто никому ничего не должен и к жизни надо относится проще.
Фильмы
“14+”. Наглядно показывает мир детей, для родителей главное — это понять мир, душу ребенка, тогда легче найти подход к нему.
“Учитель на замену”. Очень проникновенный фильм, обязательно задумаетесь над тем, правильно ли вы ведете себя со своими детьми.
Алла: Если бы в вашем распоряжении была машина времени, на сколько лет назад вы хотели бы вернуться и что изменить?
Марина: У меня 2 варианта: на 9 лет назад, когда я вышла на работу и оставила Марусю на няню. Но, возможно, я тогда бы не родила сына в последующем.
И второй вариант, к которому я склоняюсь больше, это момент рождения сына. Я бы поставила Марусю в приоритет, и тогда мне не пришлось бы сейчас проделывать такую огромную работу, чтобы вернуть её.
Алла: Ваше любимое времяпрепровождение всей семьёй.
Марина: Признаюсь честно, мы очень странная семья, у нас нет каких-то ритуалов, мы просто живем. Выходные, как правило, проходят скомканно. Но и я и дети безумно счастливы, когда мы куда-то идем вместе с нашим папой. Это бывает очень редко, но зато всегда феерично.
Летом он устроил нам настоящий праздник — два выходных подряд. Мы вставали утром, ехали в центр Москвы завтракать в милой кафешке, и потом целый день все вместе проводили в Парке Горького и Музеоне. Муж с детьми брали напрокат огромные самокаты и катались и дурачились, а я все это фотографировала.
Для меня эти дни — воспоминание на всю жизнь. Уверена, многие мамы меня поймут, но когда я вижу своего мужа, который дурачится с нашими детьми, и они от этого счастливы, меня переполняет неописуемая любовь к мужу. Главное для меня, чтобы дети мои были счастливы, ну и здоровы, конечно.
Алла: Думали ли вы про переход на домашнее обучение? Если да, почему это не случилось?
Марина: Я задумывалась, но поняла, что это не для нас. Конечно, мне не нравится подход к обучению и, конкретно, к моему ребенку в школе. Из-за её неусидчивости на неё машут рукой и считают, что толка из неё не будет.
Но поскольку мы не смогли пока достигнуть с Марусец достаточно гармоничных отношений, сейчас будет очень трудно обучаться на дому, потому что это возможно пока что только через принуждение. Нет в ней тяги к знаниям, ну или я пока не нащупала ниточку. Возможно, чуть позже я вернусь к этому вопросу.
Алла: Почему вы начали писать в Инстаграм? О чем ваш профиль?
Марина: Я встретилась со своей “Новой Марусей” и не знала: что мне делать, как поступать, что говорить, как искать подход. Я потратила огромное количество времени, чтобы успокоится, начать вырабатывать тактику поведения, укреплять нашу почти порвавшуюся связь. У всех моих друзей дети младше, и мне не у кого было спросить совета. Ко всему я шла сама.
Мне повезло, что муж согласился на то, чтобы я не работала, хотя, безусловно, это очень бьет по семейному бюджету. И у меня появилась возможность читать, слушать, думать и главное, я смогла успокоить свои нервы и прекратить орать на детей.
Не у всех есть такая возможность, и я представляю как трудно многим мамам. Мне очень хочется им помочь, и поэтому свою когда-то просто личную страничку я посвятила именно проблемам с повзрослевшими детьми. Всегда приятно почувствовать, что ты не одинока в своих трудностях, что ни у одной тебя не получается и не одна ты неидеальная.
Ещё помогает возможность выговориться, обсудить свою боль, проблему с такими же мамами. Как правило, в таких обсуждениях в голове спонтанно рождается мысль, как всё исправить.
Мой страничка — своеобразный «пинок», чтобы не останавливаться, продолжать искать подходы к своему ребенку. И главное, иметь каждодневную поддержку от меня и других, таких же мам, во всех её начинаниях.
Моя цель — насколько возможно помочь всем мамам в таком трудном периоде, как «подростковый», ведь от нас зависит, какими вырастут наши дети, какие ценности они пронесут во взрослую жизнь и следовательно, как будут растить своих детей. То есть, от нас зависит наше будущее общество.
Алла: Как хотите развивать ваш проект в дальнейшем? Какие шаги делаете уже сейчас для продвижения? Каким видите его через 5 лет?
Марина: Жизнь научила меня жить здесь и сейчас и поменьше планировать.
Мне хочется, чтобы меня не просто читали, а чтобы блог превратился в своеобразную площадку для мам, стремящихся заново выстроить практически разрушенный мост между мамой и ребенком, поддерживающих друг друга. А для мам, у которых дети только приближаются к этому сложному периоду, предостеречь от типичных ошибок.
Из гипотетических желаний:
- Сделать отдельный сайт.
- Организовывать офлайн-встречи с мамами, где мы будем обсуждать насущные проблемы и поддерживать друг друга.
- Организовать психологическую помощь 24/7 в Telegram или Skype для мам ( у детей есть телефон доверия, просто телефон доверия есть, а для мам нет)
Ну и главный мой проект — очень хочу, чтобы он возобновился. Зимой мы придумали с Марусец проект #Марусяскажетправду. В видеосообщениях Марусец рассказывает взрослым, что думают или чувствуют дети по тому или иному вопросу.
Цель — помочь родителям узнать мир ребенка. Ведь как правило, нам только кажется, что мы знаем своих детей, знаем их мысли и желания, а на самом деле всё совсем по-другому.
Повторюсь, если мы знаем, что творится в душе ребенка — это уже полпути по дороге к достижению дружеских, доверительных взаимоотношений. К сожалению, Марусец чуть позже отказалась его вести, но, возможно, (я очень надеюсь) всё изменится.
Алла: Нас читают родители как совсем маленьких детей, так и подростков. Что бы вы хотели им сказать и пожелать?
Марина: Живите осознанно. Наслаждайтесь общением со своими детьми. Жизнь очень скоротечна и изменчива.
Помните, главное для ребенка, сколько бы ему ни было лет 2 или 15, самое важное — это семья, как надежный тыл. Это место, где его примут любым и всегда. Мама — это бронежилет от всех невзгод. Это тяжелый труд, принимать своего ребенка, особенно когда он не оправдывает наших надежд. Но это наша миссия в этом мире — поэтому старайтесь что есть сил.
Я желаю вам спокойствия, тонны терпения, обязательно здоровья всей семье и любви, крепкой, безграничной, исцеляющей любви.
Ссылки для знакомства с профилем Марины в Инстаграм:
Один из атрибутов повзрослевшего ребенка, его замкнутость.
Почему мы боимся, что кто-нибудь решит, что наш ребенок «плохой»?
Сегодня услышала первое в свой адрес «Ненавижу тебя»
С Мариной Коселовской беседовала Алла Грин
Источник фото: личный архив Марины Коселовской