С 1 мая, друзья! А у нас в гостях в рубрике Мама Недели девушка-писательница, чья жизнь неразрывно связана с детьми. Именно работа с детками, понимание и сопереживание их эмоциям, побудили её к началу писательской деятельности.
Мы рады приветствовать Светлану Лабузнову, автора блога «Сборная солянка», получившего признание и награду «Дебют года» в акции Выбор «Блоги Мам» 2014 года.
Юлия (Блоги Мам): Светлана, здравствуй! Почему-то хочется представить наше интервью на речном трамвайчике: свежий ветер обвевает лица, светит солнышко и отражается в золотых куполах церквей и окнах домов.
Расскажи немного о своем детстве: какой ты была, какие свои качества лелеешь и несешь через жизнь?
Светлана: Привет, Юля. И доброго времени суток всем, кто сейчас заглянул к нам на трамвайчик.
Сейчас я начну вспоминать много-много историй из детства послушной, спокойной и очень самостоятельной девочки. Первые два прилагательных – из частых воспоминаний мамы. Последнее – мой вывод.
В моём детстве было много свободы. Меня с четырёх лет оставляли дома одну, ненадолго, конечно, до прихода старшего брата (он старше меня на одиннадцать лет). Брат сначала немного расстроился, узнав, что у него родилась сестра – он в тот период мечтал, как передаст брату свою шинель после армии.
В детском саду после тихого часа я сразу бежала к своему наблюдательному пункту. С площадки был виден наш дом и дороги к дому. Стоя на штакетнике, я смотрела, как бы брат или мама не прошли мимо. Если что, я кричала: «Забери меня домой». В детсадовских лидерах и любимчиках я никогда не была.
А вообще, у меня не только школьные годы были золотыми, но и дошкольные и студенческие. Люблю вспоминать все эти годы.
В начальной (и немного в средней) школе меня как раз прорвало на лидерство. Помню, как сагитировала девчонок прыгать с крыши сарая (у нас были какие-то часы ухода за кроликами). За прыжки в сугроб нам досталось, а мне больше всех. Нас заметили: рядом со школой был учительский дом.
Класс наш был малочисленным и дружным. Удивлять учителей мы начали прямо с первого класса. Мой одноклассник как-то принёс в школу гранату. Я помню свой страх: «А вдруг рванет?» Но Сашка сказал, что лимонка безопасна — в ней нет чеки. Он её на болоте нашел. Курская дуга много чего оставила на нашей земле. Когда пришла наша учительница, мы ей сразу сообщили, чтобы и она посмотрела вместе с нами, потрогала эти металлические бока. Беседу с нами провели. Я потом с опаской даже в музее на всякие снаряды смотрела.
Много чего интересного вспоминается – и туристические поездки по стране, и то, как запросто мы ходили друг к другу в гости.
А ещё у меня есть две старшие сводные сестры (по отцу). Помню, как старшая сестра приезжала с мужем и дочкой (я старше племянницы всего лишь на год) к нам в гости. Я до этого родственников видела только на фото. Мой зять (вроде так называется такое родство?) потом всем родственникам рассказывал, как он открыл глаза, меня увидел и решил, что у него галлюцинация. Он так и говорил: «Открыл глаза – Наташка стоит. Семилетняя. Закрыл, открыл, понял – не глюк». Все говорят, что мы со старшей сестрой очень похожи.
В последний год жизни отец хотел отвезти меня в гости к моей второй сестре, но не успел. Несколько лет назад я нашла племянницу – спасибо миру за его соцсети. Общаемся. Видимся. Дружим. Поддерживаем друг друга.
Юлия: Расскажешь о своей сказке про принца?
Светлана: Я дважды выходила замуж. За одного и того же человека. Прикладываю фотографию со второй свадьбы. Заказанного лимузина у нас не было. Мы вообще половину гостей вместили в джип друзей, а сами поехали на метро. В свадебных нарядах. Три станции. И знаете, машина с гостями нас опередила.
Если кто-то очень сильно верит в приметы, я могу помочь верить в них меньше или больше, кому как понравится.
Мы потеряли кольца в первом браке. Моё исчезло с журнального столика. Сантиметр за сантиметром мы обследовали всю квартиру – не нашли. Единственная находка – 10 копеек в пылесосе, куда тоже на всякий случай заглянули. Может, следующим жильцам удалось его найти. А кольцо мужа утонуло в Пироговском водохранилище. Он так хотел научить меня плавать (и научил-таки), а я так не хотела в прохладную воду, что, выдернув свою ладонь из его, сдернула кольцо с пальца. Как мне это удалось, не знаю…
На нашей первой свадьбе был один гость. Точнее, гостья — хозяйская кошка. Ей не понравился мой муж. Однажды она решила его оцарапать и попала когтями в артерию на ноге. Лекари средневековья позавидовали бы такому кровопусканию.
В день свадьбы кошка в прямом смысле пробежала между нами, успев лапой цапнуть мужа за бок. Мы угощали Мурку рыбой, котлетами, но она всё равно была сердитой.
Фотография с первого бракосочетания настолько нехороша, что если бы я её повесила в вестибюле ЗАГСа с координатами фотографа, то она осталась бы без работы.
Ах, да, нас еще потеряла регистратор. Мы ж были не в классическом чёрном-белом, да и букет мой был оставлен дома на попечение кошки. Когда регистратор пробежала мимо нас в третий раз с фразой «у меня пропали молодожёны», мы поняли, что это именно нас и разыскивают.
Так получилось, что в первый раз я выходила замуж летом, второй – зимой. Друзья одно время спрашивали, а не будет ли у нас еще осеннего и весеннего бракосочетания. Но мы решили, что хватит и двух. Перед рождением ребенка мы обвенчались. Сейчас мы живем в шестистах километрах друг от друга, по некоторым обстоятельствам, но верим, что скоро будем вместе.
Так что не верьте приметам (или верьте только хорошим), верьте любви.
Я не сказала главного, как мы познакомились. Мы встретились у Библиотеки имени Ленина в Москве. За три дня до поездки друзья научили меня кататься на роликах и позвали столицу посмотреть. Вот около памятника мы и встретились, Саша обещал показать нам свой город. А вечером мы поехали всей компанией в Сокольники – кататься на роликах.
На следующий день он меня пригласил на свидание. Я пришла. С подругой и её дочкой. Прогулялись по Ботаническому саду, потом по арбатским переулкам. А на третий день я уехала. Мы общались по межгороду, принося операторам неплохие деньги.
Через месяц мне предложили работу в семье няней. Неожиданно нашлась комната у очень хороших людей. Вот так и начался мой «московский период». Вся моя работа была связана с детьми – детский дом, детсад, детская библиотека. И четыре семьи, в которых я работала няней.
Юлия: Получается, ты всю свою жизнь работаешь с детьми. Твоя любовь к общению с ними тоже родом из детства?
Светлана: Я, наверное, просто общение люблю. Где бы я ни оказалась, я нахожу друзей. Дети не исключение. Иногда на прогулке ко мне подходят малыши и начинают общаться.
Юлия: Какими обязательными качествами должен обладать человек, работающий с детками?
Светлана: Терпением, желанием слушать и пониманием, что дети – это дети. Мне не всегда хватало понимания. Иногда что-то в поведении детей казалось недостатками родительского воспитания. Думаю, что понять все это, мне и дана очень активная дочка.
Юлия: Расскажи, пожалуйста, о доченьке.
Светлана: Ксения — девочка со всеми девчоночьими интересами. Ей нравятся платья и отражение в зеркале. Мне кажется, она искренне думает, что мир её любит так же, как и она его.
С её приходом на площадках начинается оживление. Иногда с нами гуляет бездомная собака или бездомная кошка.
Имя дочке было выбрано задолго до её рождения. Я обещала дочку назвать Ксенией, если у меня будет семья и дочь. Она родилась за несколько дней до дня прославления Святой Ксении Петербуржской.
Наш врач называет Ксюшу «Атомом» за любовь к движению. А ещё дочка любит петь, обычно это её собственные песни, понятные только ей. Многие вещи превращаются в микрофон – веник, венчик, картонная втулка. Из конструктора тоже часто собирается микрофон. Она поёт и танцует одновременно.
А ещё мы все любим готовить: я, муж и дочь. Я не сразу полюбила этот процесс. Если я ухожу на кухню, то тут же бежит помощница, выкрикивая: «Я буду мешать». Ей очень нравится «работать» с тестом, то есть размешивать, раскатывать и лепить.
Юлия: Есть ли что-то, чему обязательно хочется научить Ксению?
Светлана: Многому. Речь не только о супах или блинах. Хочется, чтобы она всегда помнила, что жизнь – это дар и жить нужно в любви и согласии с собой и миром. Этому нужно учиться. Я сама до сих пор этому учусь.
Юлия: У вас есть семейный талисман: кто или что это?
Светлана: Да, у нас есть свой талисман. Как и все члены нашей семьи, он, «талисман», с характером. Это крольчиха Боня. У нее тоже необычное появление в нашей семье. Я рассматривала фотографии декоративных кроликов и сказала мужу, что они мне нравятся. Как-то пришла домой и увидела белого миротворца.
Продавали её как беспородную, поэтому мы подобрали ей породу по интернету. На фото она в детском возрасте. Теперь эту мисочку Бонька легко поднимает зубами.
Крольчиха добавила немало историй в нашу семейную жизнь. Будучи активным крольчонком, она ловко запрыгивала на диван, рядом с которым стоял компьютерный (он же обычный) стол. Вот оттуда она и стащила как-то купюру в тысячу рублей. Конечно же, мы догнали её. А Боня потом долго отсиживалась под шкафом, отдыхая от погони.
Юлия: Опиши «Один день из вашего семейного отпуска».
Светлана: Один? Пусть это будет очень тёплый кипрский день. В наших путешествиях есть кредо – много ходить пешком. Если мы не едем на запланированную автобусную экскурсию, то сами выбираем маршрут.
Мы встаём рано, даже в отпуске. Когда кофейная утренняя пауза прошла, мы пошли изучать окрестности. Слышали, что неподалеку есть пещера циклопа. Дорога там такая: тропинки среди камней и бегающие по ним ящерицы (мы слышали, что киприоты их называют куркутасы). Распугав много куркутасов, мы пошли по указателю.
По пути рассматривали жёлто-коричневые скалы, радуясь, что солнце ещё не сильно припекает: зелени там маловато. До пещеры мы дошли, походили вокруг… и пошли фотографироваться на плато. В узкой и низкой пещере как-то слишком пахло сыростью и вдруг там циклопы завтракают.
Кроме этой пещеры (мы точно не знаем, в какой жил обиженный Одиссеем циклоп, потому что видели две таких пещеры) мы вечером побывали в гроте.
Днем, отдохнув после плавания в заливе, мы в самую кипрскую сиесту, решили съездить в Айя-Напу. В городе искали недействующий монастырь. Его легенды мы изучили заранее. Вот только маршрут каким-то хитрым образом увел не туда, куда надо. Зато нашли старый каменный акведук (водопровод). Хорошо изучили, как живут местные жители, выпили весь запас воды и пришли к храму. Это был современный храм. Но он стоил того, чтобы мы дошли до него. А монастырь мы всё-таки нашли. Оказалось, что пошли не в ту сторону.
После полдничного купания, ближе к вечеру мы пошли пешком к гроту на мыс Капо Греко. Говорят, там были жили Кирилл и Мефодий. Внутри грота, на камнях, охлаждались туристы.
Вообще, этот день был богат на пешие прогулки. Но ведь идущий осилит любую дорогу. Вот именно с этой мыслью мы каждый день спускались и поднимались к заливу. И в этот день тоже. Даже прикидывали, сможем ли одолеть эти двести ступенек с ребенком. Теперь-то точно знаем – сможем. Мы просто обязаны показать ей Кипр.
Знаешь, Юля, когда мы уезжали с острова, на входе в трансферный автобус нас спросили: «А где третий человек? Должен быть еще один человек». Вот этот человек – наша дочь.
В этом году дочка поедет в первое своё путешествие. Пока это будет не Кипр, не любимое нами море, это будет кое-что новое в нашей жизни. Мы не летим за границу, не рассматриваем как вариант отечественные пансионаты и турбазы. Мы хотим попробовать объединить сельский, «зеленый», экологический туризм. А приключений нам везде хватает. Как-то они с нами хорошим образом приключаются.
Пока продумываем маршрут. Подходим к этому вопросу серьёзно – ведь с нами поедет дочь. Все города Золотого кольца России нам с мужем уже знакомы. Юг тоже более-менее изучен, а так как каждый год мы посещаем хотя бы один новый город, то и этот не должен стать исключением. Я думаю, у нас всё получится. К тому же, мы хотим совместить отдых с моей работой.
Отдых для меня это не только новые впечатления, это новые друзья. С работой, кстати, также. Я приобретаю не только отметки в трудовую, нужный опыт (у меня именно так), но и нахожу новых подруг. Бог даёт нам много хороших людей и понимание, что всё в этой жизни даётся не просто так.
Юлия: А теперь литературная страница. Твоя книга «Билет до Луны» получила признание на конкурсе имени «Сергея Михалкова». Поздравляем тебя! И очень радостно, что ряды мам-писателей, в нашем сообществе, продолжают пополняться. Как родилась идея книги?
Светлана: Спасибо большое! Идея написать книгу пришла внезапно. Ещё давно моя знакомая говорила: «Запиши все свои рассказы — они тебе пригодятся». Я начала, но отложила. И дописала спустя несколько лет, когда одна виртуальная подруга рассказала о конкурсе имени С. Михалкова.
И я решила дописать. Сразу и название повести в голову пришло. А мои книжные герои мне известны в реальной жизни. Я, конечно, многое меняла. Не хотела буквальных попаданий, да и сам детдом в «Билете до Луны» списан с трёх детских домов. Так получилось, что мне часто встречались люди, имеющие отношение к этому месту.
Если понимаешь, зачем что-то делаешь, то дело само приведет куда надо. Так можно сказать и о моей книге, она не пропала непрочитанной. Не верила, что рукопись заметят. Но её заметили.
Она адресована подросткам, но среди читателей много и взрослых. В ней нет «ужасов-ужасов-ужасов». Таких, чтобы сказать это, погоревать… и уйти пить чай.
Мы все бываем одинокими в какие-то моменты, но что такое настоящее одиночество, знают только те люди, у которых в прошлом есть вот такой «дом – не дом».
Юлия: Как ты думаешь, слово «Дом» имеет географическую привязку?
Светлана: Дом – там, где семья с любящими людьми. Это может быть и съемная квартира. Но если семья есть, то рано или поздно появится и географическая привязка.
Юлия: Твой блог называется «Сборная солянка» — эта метафора или дань кулинарным пристрастиям? 🙂
Светлана: «Сборная солянка» — это совсем не потому, что я люблю это блюдо в двух его вариантах. Но люблю ведь! У меня не тематический блог. Может, мне пока сложно сориентироваться в одном направлении.
Я например люблю что-нибудь шить, пока включен фильм. Вот за один сеанс я сделала книжные закладки из фетра. Одна с тотемом, на нем моя птица. С обратной стороны будет вышитый автограф. Это подарок хенд-мейд.
Но писать только о фетре я не могу. Иногда просто хочется поделиться своими мыслями о книгах, идеях.
Писать о детских методиках? Я честно признаюсь, у нас от методик одни вершки. На собеседованиях в семьи со мной, с няней-гувернанткой, 90% родителей спрашивали: «А по какой методике Вы будете работать?» Я освоила несколько методик, но ни одна из них родителям, по большому счету, не была знакома. Но они точно знают, что «няня должна работать по методике».
Скоро наша дочь пойдет в сад. Мне не важно, какие в саду будут методики, мне важно, чтобы была взаимная симпатия в треугольнике «воспитатели-дочь-дети». Хотя нет, пусть это будет не треугольник, а круг. В нем нет углов.
Юлия: Что делает тебя сильной?
Светлана: Ребёнок. Я поняла, что всё, что было до неё, было подготовительным этапом к совершенно новой жизни. Ксения — поздний ребёнок. И многие друзья поздравляли нас с долгожданной дочкой. Но это не совсем так. Она желанная.
Мы вернулись с Кипра и поняли, что затянули с решением родить малыша. Через девять месяцев я убедилась, УЗИ не обмануло – родилась дочка, как и обещали!
Юлия: Что тебе милее всего?
Светлана: Слово «Мама», «Мамочка». Это слово окрыляет.
Юлия: Ну вот. Время пролетело незаметно. Капитан зычным голосом объявил конечную станцию. Передаю тебе слово сказать Эпилог-Пожелание для наших читателей.
Светлана: Спасибо, Юля, за беседу.
Пожелать хочется всем любви. Всё, что делается с любовью, делается хорошо.
Со Светланой Лабузновой беседовала Юлия Лисицына.
При оформлении интервью использованы фотографии из семейного архива Светланы.