Мама Недели: Татьяна Мирошник (автор ЖЖ «От пелёнок до титров»)

Сегодняшняя гостья рубрики Мама Недели Татьяна Мирошник, автор блога От пелёнок до титров, буквально на днях переместилась из одного реального мира в другой, параллельный — на съёмочную площадку художественного фильма для детей под названием «Частное пионерское 2». Татьяна — сценарист, режиссёр, блогер, мама трёх сыновей и одной дочки. Давайте же познакомимся и поговорим о жизни и о кино.

Татьяна Мирошник интервью

Блоги Мам, Светлана: Если бы Вы писали книгу или снимали фильм о своём материнском опыте — как бы это примерно выглядело? Что бы это был за жанр? Что бы Ваше произведение включало непременно?

Татьяна: В жанре комедии. Чувство юмора помогает воспитывать детей.

У каждой мамы своя шкалы приоритетов и она, между прочим, может существенно меняться от ребёнка к ребёнку. Например, когда росли старшие дети, мы практически не уделяли внимания спорту, делая акцент на интеллектуальное развитие. Зато с младшими баланс соблюден. Старшим не повезло: у меня были большие амбиции. 🙂 Дети рано начали читать, пошли в пять лет в школу. И теперь получается, что средний сын в 20 лет на 6 курсе мединститута. Правда, старшие об этом не жалеют. По крайней мере, мне претензий не выставляют. 🙂

Вова-старшийсын И я

А вот младшие читать научились только в шесть и в школу идут только сейчас, – в почти семь. И тоже без претензий. 🙂

Трое детей Татьяны Мирошник

Я не знаю, как рассказывать о своём материнском опыте. Его нельзя передать, описать, структурировать. Это какая смесь интуиции, знаний, проб и ошибок, безусловной любви и, конечно, материнского инстинкта.

О последнем расскажу забавную историю. Первому сыну было чуть больше года, и мы гуляли с ним возле витрины какого-то магазина. Ему нравилось залезать на небольшой цоколь и спрыгивать оттуда. Из магазина вышла продавщица и попросила убрать ребёнка, так как он может разбить витринное стекло. Я улыбнулась тёте в полной уверенности, что она понимает: маленькому ребёнку это не по силам. Однако она вышла второй раз и снова шикнула, но я любовалась счастливым сыном и не обратила внимания на придирки. Третий раз она вышла и молча схватила сына за шкирку, чтобы снять с цоколя. В этот момент во мне проснулась «тигрица-мать», я бросилась на продавщицу с кулаками. Я её колотила и не могла остановиться, ведь она посмела обидеть моего ребёнка! Мне до сих пор стыдно за эту давнишнюю историю, но в тот момент я поняла, что за своих детей я «пасть порву».

Светлана: Вы не раз упоминаете в блоге, что Вы довольны своими детьми, и это очень здорово. Что, по-Вашему, было и остаётся слагаемыми такой вот родительской радости?

Татьяна: Дети вправе самостоятельно строить свою жизнь и не должны программироваться на оправдание ожиданий своих родителей. Даже если родители и дали им все возможности для прекрасного старта. Мне всегда больно слышать: «Я ради тебя…, а ты…».

Мама

У меня далеко не идеальные дети. Но ведь и я тоже не подарок. 🙂

Мне часто не нравится то, что они делают. Не все их решения я принимаю. Но я их люблю, люблю безусловной любовью… И горжусь.

Свадьба среднего сына

…С младшими детьми, двойняшками, у нас есть игра «давай поваляемся». Мы падаем на нашу большую кровать, щекочем друг друга, обнимаемся, щиплемся, кувыркаемся… В общем, наслаждаемся жизнью. Это такая маленькая радость, после которой быстро забываются все их шкоды и капризы.

Светлана: Для вас важна тема детства — и в жизни, в творчестве. Что самое главное в детстве: изнутри (т.е. для ребёнка) и снаружи (т.е. для взрослого)?

Татьяна: В детстве всё искренне и честно. Всё остро и ярко. Детские воспоминания особенные. Несколько лет назад мне захотелось написать о моих стариках – дедушке и бабушке, о том, что я помню из детства. И вдруг я поняла, что почти ничего о них не знаю. Остались только ощущения тепла и любви. И мне кажется, это самое важное, что должен вынести человек из своего прошлого – это комфорт детства. Не материальный, а именно душевный комфорт, который станет фундаментом для дальнейшей жизни. Боюсь, что старшим детям мы по неопытности не додали этого комфорта. А вот младшие просто купаются в нём. 🙂 Хотя с другой стороны, у среднего сына прекрасно получаются семейные фотосессии и фотографии с детьми. Может это из детства? И все не так плохо, как мне иногда кажется?

Дети на папе

А ещё очень важно ощущение личного пространства. Когда есть нечто, куда ты можешь спрятаться. В моём детстве это была… батарея. В долгие зимние вечера я куталась в плед и грелась под батареей с книжкой в руках. Читала, мечтала, сочиняла… Мне так хорошо было под тёплой батареей… В эти моменты никто меня не трогал. Я была сама с собой. Это было мое личное пространство. Не комната, не стол, а угол в комнате.

Личное пространство

Светлана: У Вас в блоге есть метка «Аутизм», которая ведёт на ряд статей и важных ссылок — эта тема что-то значит лично для Вас?

Татьяна: В нашей «дворовой мамской компании» была одна мама с ребёнком. Мальчик не играл с детьми, не переносил громкого шума, не просился на горшок, говорил о себе в третьем лице и т.д. В общем, вел себя немного странно. Мы понимали, что с ним что-то не так. Но его мама долго и упорно не хотела этого замечать, убеждая нас и, по большому счету, себя в том, что это «пройдет и перерастёт». Но ничего не проходило…

Когда мальчику исполнилось шесть, она наконец позволила себе произнести фразу: «у меня особенной ребёнок». Я видела, как ей это тяжело далось. И мне захотелось написать на эту тему сценарий. О женщинах, которые рано и поздно находят в себе силы признать это и жить с этим. И не просто жить… Я стала изучать аутизм, пересмотрела много фильмов, перечитала массу книг, познакомилась с семьями, в которых есть особенные дети… Так появилась метка «Аутизм» и так родился сценарий «Мамазавра». Скорее, даже притча. По нему до сих пор не снят фильм, потому что все после прочтения произносят примерно одинаковый текст: «Класс! Шок! Но как это снять?» «Мамазавра» ждёт своего режиссёра.

Съёмочная пощадка

В работе над сценарием много времени занимает подготовительная работа. Сбор информации, придумывание сюжета, характеров… Иногда это происходит быстро, иногда затягивается на годы.

Есть у меня история, которую я «вынашиваю» уже несколько лет, но все никак не сяду написать. Был у нас в прошлом веке один слепой математик, уникальная личность…

Кстати, истории, основанные на реальных событиях, люблю больше всего. Как смотреть, так и писать. Фильм «Конец света» — это история о том, как в Москве чуть не случился локальный энергокризис из-за аварии на электростанции. «Рябиновый вальс» — история о девчушках-разминёрах… И т.д. А недавно мой сценарий «Клятва» победил в сценарном конкурсе Фонда кино. Опять же история по реальным событиям – о главном враче психиатрической больницы Симферополя, который во время Великой отечественной войны не только спрятал от фашистов около двухсот евреев, но и спас бóльшую часть пациентов своей больницы…

Светлана: Как Вы пришли в кино?

Татьяна: По блату. 🙂 До 2001 года я жила и работала в Харькове. Была главным редактором местной газеты. Потом поехала на стажировку в Америку. И решила, что в этой жизни надо что-то менять… Так наша семья оказалась в Москве, и первый год я работала пресс-секретарем на фестивале «Сталкер». Там познакомилась с М.М. Хуциевым, вместе с ним впервые попала на съёмочную площадку. Влюбилась в кино раз и навсегда. Было ощущение, что дверь за мной захлопнулась. И это правда: бывших киношников не бывает:) Несколько раз меня жизнь уводила из кино, но неизменно возвращала снова.

Татьяна Мирошник

Помню, как Марлен Мартынович снимал эпизод, когда по коридору идёт медсестра и несёт на подносе чай и сахарницу. Когда эпизод был снят, актриса поставила поднос недалеко от режиссёра, и тут он увидел, что в сахарнице сахар кусочками, а не колотый, как было в прошлом веке. Хуциев решил сцену переснимать. Из-за сахара… Вот такой урок преподал всем Мастер.

Потом был сериал «Тайный знак», затем «Служба 21…». Каждая работа приносит много знакомств, друзей и расставаний. Съёмочный процесс – это как маленькая жизнь…

В прошлом году мы снимали сериал «Аромат шиповника» (выйдет осенью на канале «Россия»). Три месяца прожили в Белоруссии, жёсткий режим работы. Каждый день по 12-15 часов работы с одним условным выходным в неделю. В этом процессе так «разгоняешься», что потом не остановиться. И ещё месяц после съемок каждую ночь во сне продолжаешь снимать…

Аромат шиповника

Светлана: О чём Вам хочется говорить и показывать, что нести людям?

Татьяна: Я верю в то, что встреча с хорошим фильмом может изменить судьбу человека. Хорошие фильмы зритель проживает, пропускает через себя. Следы от таких фильмов на долгие годы остаются в душе и сердце человека. Поэтому изо всех сил стараюсь писать хорошие сценарии. 🙂

Частное пионерское

Все люди приходят в кино за историей. Да, картинка может быть прекрасной, но далеко не это надо людям. За картинкой можно в музей сходить или на природу съездить. Зрителю нужна захватывающая, многослойная человечная история, эмоции, переживания… Что бы было за кем следить, с кем сравнивать, кого любить и кого ненавидеть. Хороший сценарий – это редкость. У меня, наверное, больше десятка сценариев в недописанном виде. Сначала придумаешь, затем начинаешь писать, а потом вдруг понимаешь – ерунда все это, пусто, скучно, неинтересно, не то… И даже из того, что написано и снято, я не могу назвать ни одного отличного сценария. Хорошисты есть, отличников пока нет. 🙂

Татьяна Мирошник Аромат шиповника

Светлана: Расскажите, пожалуйста, о проекте, надо которым сейчас работаете.

Татьяна: Два года назад Александр Карпиловский снял фильм для детей «Частное пионерское». Сценарий написан при моём участии. Фильм получился добрый, светлый и очень трогательный. Картина получила много наград, много положительных отзывов.

Частное пионерское

И было решено: делаем продолжение. В титрах будущего фильма будет значиться аж пять сценаристов. Вот сколько людей работало над тем, чтобы придумать хорошую историю про первую любовь! Сейчас её снимает Александр Карпиловский в Геленджике. Я нахожусь тоже здесь и почти каждый день рассказываю будущим зрителям о том, как проходят съемки.

Геленджик 2014 Татьяна Мирошник

А в это же время на платформе «Бумстартер» проходит сбор денег на завершение производства фильма. Потому что денег нам катастрофически не хватает. Каждый, кто поможет проекту, даже самой минимальной суммой, получает доступ к свободному просмотру нашего первого фильма «Частное пионерское». А все, кто финансово помочь не может, помогают информационно, передавая по сарафанному радио все наши новости. Здесь, в Геленджике, мы делаем ещё одно доброе и светлое детское кино.

Так получилось, что перед показом фильма «Частное пионерское» на Фестивале «Московская премьера» в конце августа выступала я, все остальные уже уехали в Геленджик, а мне пришлось задержаться (все-таки младшие шли в первый класс!). Я рассказала зрителям о том, что мы собираем деньги, чтобы доснять кино. И после просмотра ко мне пошли люди с деньгами. Я растерялась и говорю: «Я не могу принять, только через интернет. Официально!». И вот одна женщина подходит и говорит: «Я не умею пользоваться интернетом, но ваш фильм смотрю третий раз. Диски купила и всем знакомым подарила. Ну, возьмите, пожалуйста…». Деньги я, конечно, не взяла, но её слова очень меня тронули… Рада, что в нашей жизни еще есть такие сердечные и душевные люди.

Светлана: А что это за тарелка на фотографии?

Тарелка к фильму "Частное пионерское 2"

"Частное пионерское 2" бьётся

Татьяна: В кино в первый съёмочный день бьют тарелку. 🙂 Есть такая традиция: режиссёр должен разбить о штатив камеры (или о съёмочную телегу) тарелку, на которой написаны имена создателей фильма. Осколки разбирают на память актёры и члены съёмочной группы. От того, как разобьется тарелка (если верить примете) зависит судьба фильма. Чем больше осколков – тем больше зрителей.:) Откуда пошла эта традиция — точно никто не помнит. Молодожёны бьют бокалы на счастье, а киношники тарелку на успех будущего фильма.

Частное пионерское 2 - главные герои

Светлана: На вашем ресурсе много интереснейших ссылок — как на художественные, так и на документальные фильмы. Понятно, что вы по роду профессии связаны с миром кино и легко в нём ориентируетесь, а вот можете посоветовать тем, кто любит настоящее кино, но находится в «зале зрительского ожидания» — где найти золотые фонды и рыбные места, чтобы если уж смотреть, то что-то стоящее?

Татьяна: В зале ожиданий у всех свои вкусы. Кто-то любит сладкое, кто-то солёное. Так и в кино – кому-то нравятся комедии, кто-то предпочитает драмы. Я до определенного момента вообще не смотрела сериалы, считая это «низким искусством». Пока «не присела» на сериал «Родина» (англ. Homeland) и очень зауважала создателей. Потом был сериал «Игра престолов»… Так что вкусы меняются.

Я не могу ничего советовать, потому что сама смотрю фильмы исходя из многих факторов: темы, над которой работаю, советов друзей, рекомендаций критиков, рейтингов и много другого. Здесь каждый выбирает «блюдо по душе». Меню большое, выбрать можно. 🙂

Светлана: Есть ли современные детские фильмы (точнее, наверное, фильмы для детей), которые Вы готовы порекомендовать?

Татьяна: Когда-то раньше я писала много статей для сайта «Материнство» и делала различные обзоры фильмов и мультфильмов. Даже как-то делала большой обзор про музыкальные мультфильмы. Сейчас лишь изредка даю короткие комментарии по тем фильмам и мультфильмам, которые мы сами смотрим с детьми  (обзоры и рекомендации по фильмам и мультфильмам можно найти в блоге по тегу «кино») .

Я считаю, что первый раз любой фильм или мультфильм надо смотреть вместе с ребёнком. Потому что дети вынесут из него что-то своё, и, зачастую, совсем другое, чем предполагали Вы или автор фильма. А так в процессе просмотра и последующего обсуждения можно узнать, что думает ребёнок. И правильно расставить акценты при объяснении просмотренного.

Татьяна Мирошник с сыном

Светлана: Можете ли назвать свою пятёрку (можно десятку, тройку или двадцатку) любимых фильмов? Книг?

Татьяна: Скорее не сами фильмы, а любимых режиссеров. Люблю все фильмы Хичкока, я по нему даже диплом во ВГИКе писала. Люблю фильмы Вуди Аллена и Дэвида Линча. Нравятся мне все фильмы Вадима Перельмана, в том числе и сериал «Пепел». Из любимых фильмов назвала бы еще: «Трасса 60», «Магнолия», «Достучаться до небес», «8 женщин», «Малышка на миллион» и другие. Я люблю позитивное кино, после которого хочется жить, но стараюсь смотреть разное. Для сравнения. 🙂

К сожалению, читаю последнее время очень мало. Зато пристрастилась к сборникам рассказов. Так, чтобы можно за вечер прочитать небольшое произведение и не ждать, а что же дальше. Прекрасные рассказы у Роальда Даля и Рэя Брэдбери, Владимира Орлова и Людмилы Улицкой. Люблю рассказы священника Александра Дьяченко.

Хотя читать и смотреть надо значительно больше. Американский сценарист Скотт Майерс советует следовать схеме 1, 2, 7, 14. Для тех, кому интересно, что означаются эти четыре цифры, расскажу коротко. Автор считает, что профессиональный сценарист должен:

1: Вдумчиво и с анализом читать 1 новый сценарий в неделю.
2: Каждую неделю смотреть 2 полнометражных фильма.
7: Писать по 7 страниц сценария в неделю. (А значит — всего по 1 странице в день).
14: Потратить 14 часов каждую неделю на подготовку к написанию следующего сценария. Т.е. одновременно с написанием первого сценария автор должен готовиться к следующему проекту – искать материал, исследовать тему, генерировать идеи, придумывать героев, составлять логлайн и структуру сценария, записывать синопсис…

Но это в идеале… В реальности все получается, увы, по другому. Но и здесь есть к чему стремиться:).

Частное пионерское - кадры из фильма

Светлана: Татьяна, спасибо вам за интервью. Успеха новому проекту и всем последующим! Что пожелаете блогомамам?

Татьяна: У человека две ноги. Правая – это семья, левая – работа. Можно жить без одной ноги, можно и без двух, но лучше все-таки двигаться на обеих. Я сама иногда прихрамываю то на одну, то на другую… Поэтому желаю блогомамам уверенной походки по жизни на обеих ногах. И не хромать. 🙂

С Татьяной Мирошник беседовала Светлана Ранджелович.

В интервью использованы фотографии из личного архива Татьяны.

Что будем искать? Например,Человек