Если вам знакомы рисованные человечки в голубых одёжках, всегда с книгами в хрупких, но надёжных руках — возможно, вы уже знакомы с ЖЖ по имени КНИЖНЫЙ ШКАП Катерины Таберко и знаете, что на нём висит табличка: «Лучшие книги для детей от нуля до бесконечности». Устроительница этого замечательного ШКАПА, мама Главного Читателя (дочки), а буквально с недавнего времени — и ещё одного Главного Читателя (сынишки), КатеринаТаберко, сегодня у нас в гостях. Мы от души поздравляем Катерину с рождением малыша, предлагаем всем устроиться поуютнее и — начинаем беседу.
Блоги Мам, Светлана: Приветствую на «Блоги Мам», Катерина! Правильно ли я поняла, что твой блог создан совсем недавно, буквально в 2012 году? Трудно в это поверить, такой он… наполненный. А что предшествовало его рождению?
Катерина: Добрый день, Света! Книжный Шкап действительно создан недавно, и буквально на днях отпраздновал своё двухлетие. Сейчас на его полочках так много Хороших книг, что можно заблудиться, а началось все с поиска одного единственного сборника стихотворений Барто для моего Главного Читателя.
Я интересуюсь книжной иллюстрацией и коллекционирую детские книги много лет, отчасти в силу профессии, но с рождением дочки стала обращать пристальное внимание и на тексты. Огромное количество времени и сил отнял поиск Хороших первых книг, и это при том, что я ориентировалась в вопросе. Тогда мы представили, скольким родителям также непросто выбирать достойные детские книги, тем более, что хочется тратить время на любовь и заботу, а не на штудирование бесконечного количества новых изданий. И родилась идея Книжного Шкапа, в котором хранятся лучшие книги для детей от нуля до бесконечности, «с прекрасными текстами и переводами, интересными иллюстрациями и безупречным оформлением».
Светлана: Если бы к тебе пришла группа экскурсантов-новичков, как бы ты вкратце рассказали им о том, что можно найти в Книжном Шкапу?
Катерина: Сердце Книжного Шкапа — это полки с рецензиями на детские книги, которые рассортированы по возрастам: для самых маленьких, дошкольников и читателей от 6 лет до бесконечности. Но есть и другие полочки: о новинках в мире детских книг, скидках и акциях в интернет-магазинах, литературе для развития и творчества, книгах для родителей и старых изданиях из детства.
А ещё у нас открыто «Бюро находок» для поиска редких книг, проходят лотереи и конкурсы, книгообмены и смотры душевных вещей — необычной книжной мебели, закладок, магазинов и библиотек.
По просьбам друзей Книжного Шкапа работает рубрика «Игры и занятия с Главным Читателем», где я пишу о том, как мы с дочкой проводим время, делаю тематические подборки занятий и делюсь материалами в электронной рассылке, на которую можно подписаться всем желающим.
Здесь есть мои журнальные заметки и личный дневник, взрослые обзоры на сон грядущий, «говорилки» Главного Читателя и много разных чудесностей из нашей книжной и не книжной жизни.
Светлана: Расскажи — что книги значат лично для тебя и для всей семьи?
Катерина: В моем детстве книги были в семье чем-то настолько само само собой разумеющимся, что я даже не могла представить, что кто-то живет без них. Они приходили и уходили с друзьями и знакомыми, приезжали почтой и появлялись из библиотек, с ними вставали и ложились, работали и отдыхали, пировали и горевали. У нас были книжные игры и вечерние семейные чтения, на книги сердились, с ними дружили, их знали наизусть, цитировали и давали друг другу прочесть «на одну ночь». Что это были за ночи! Недаром в Книжном Шкапу одним из эпиграфов стоит фраза о доме моего детства: «…Мне казалось, что жить без одежды куда естественней, чем без книг. Не читать было бы также странно, как не есть».
У Главного читателя несколько дней (уже, пожалуй, недель) назад появился братик, и в нашей новой маленькой семье уже из четырех человек книги тоже играют свою особенную роль. Читается, как дышится, и есть пятничные семейные чтения, и детские чтения перед сном, любимые уютные места и особенные маленькие ритуалы. Но главное, есть ощущения чуда, которое оживает при шорохе страниц.
Светлана: А что ещё находится в сфере твоих интересов? Что любишь ты, что любит муж, что любит дочка? Какие предметы (или намёки) нужно было бы включить в портрет каждого из членов вашей семьи, чтобы он (портрет) получился целостным?
Катерина: Я люблю свою работу, сейчас работаю дома архитектором, и заодно заканчиваю диссертацию по градостроительству. Балуюсь стихами. Люблю ездить по миру, смотреть на море, рисовать, отправлять и получать открытки, слушать песни у костра и вести неспешные беседы, смотреть диафильмы и черно-белое кино, пить какао и перебирать каштаны в кармане, люблю случайные встречи, чайные домики и уютные кофейни, лёгкую еду и искренних людей.
Муж — художник, и любит он рисовать, дурачиться и рыбачить, смотреть советские мультфильмы и есть мороженое со сливками. А ещё отращивать длиннющую бороду, а потом сбривать всю зараз.
Дочка любит играть воображаемыми предметами, кормить птиц, ходить на цыпочках, пить из трубочки, есть сахар-рафинад, делать «секретики», слушать пластинки со сказками, лежать на полу и спать в пижаме, широко раскинув руки.
Сын пока любит только спать, кушать и купаться, но это потому, что ему всего несколько дней отроду.
А мы все вместе очень любим друг друга, наш новый «дом под самой крышей» и простые маленькие радости. А еще мечтаем открыть свой книжный магазинчик, больше похожий на лавку чудес >>
Светлана: Расскажи о своём детстве. Кто были главные люди твоего детства? Может быть, есть серия каких-то очень ярких воспоминаний или детских озарений?
Катерина: Про детство можно говорить бесконечно. Это время беззаботных глупостей и маленьких радостей. Это свежий ветер в лицо, когда мчишься с горы навстречу приключениям. Это сладкий запах бабушкиной выпечки. Это первое мая, когда сидишь у папы на шее с огромным воздушными шарами, из-за которых ничего не видно. Это простыня для диафильмов во всю стену и скрип старых пластинок со сказками. Это стук маминых каблуков вечером, который ждёшь весь день и узнаёшь с первой ступеньки, и папины следы на речном песке, которые в два раза больше твоих.
Всё моё детство было дворовое, с редкими выездами в деревню и к морю. И хотя пришлось оно на 90-е годы, во дворе время будто замедлило свой бег. Наш двор ютился в самом центре старой части города, рядом с маленькой церковью, и вечерами можно было слышать в кровати колокольный перезвон.
В нём не было случайных прохожих, и все знали всех. Здесь дружили семьями, собирались на Дни Рождения подъездами и справляли свадьбы прямо на улице. Здесь дедушки для похода к доктору начищали туфли и одевали парадный костюм, а бабушки на лавочках докладывали обстановку по любому вопросу. Здесь можно было не запирать двери на ключ и бегать босиком, не боясь порезаться.
Здесь летом всё утопало в зелени, залитой солнцем — березы, каштаны, яблони, дикие груши, вишни, и у каждого подъезда — необъятные кусты сирени, в которых мы всегда искали 5 лепестков. А зимой всё заметало громадными сугробами, в которых утопали уже мы сами. Здесь банки для берёзового сока подписывали фломастерами. А взрослым ты становился тогда, когда мог играть в «Землю» ножиком, а не камушком, и тебе разрешалось гулять за домом, так, что бабушка не видела тебя из окна.
Самыми главными людьми для меня были и остаются родители. А ещё — бабушка и дедушка, о них я недавно рассказывала здесь >>
Кроме них был дядя Толик, у которого я оставалась до позднего вечера после балетной школы, и мы часами слушали Высоцкого. Он подарил мне ощущение взрослости и первые электронные часы. До сих пор видя на табло 00:00 я загадываю желание.
Ещё были лучшие друзья — сестры Оля и Юля, о которых в двух словах и не скажешь. Мы строили на старой иве шалаш, и вечерами смотрели оттуда на звёзды в дедов бинокль. Тайно переправлялись по льду на необитаемый остров посреди реки, везя с собой запасы провизии на санках. Съезжали с песчаных дюн в речном порту на двери от старого холодильника. Плели фенечки из телефонных проводов и закапывали «секретики» под синим стеклом. Раздавали всему двору от мала до велика билеты на концерты в первом подъезде, и читали наизусть «Сын полка»… Мы прошли вместе огонь, воду, и медные трубы, съели пуды соли и тонны сгущенки. А потом незаметно выросли…
Светлана: А это не секрет — как называется этот город детства?
Катерина: Никакой интриги, это мой родной Брест. В памяти детство всегда предстаёт в солнечном свете.
Светлана: Как вы с мужем нашли друг друга? Если можно, было бы здорово услышать начало вашей истории.
Катерина: Одним весенним дождливым вечером я читала «Смешные любови» на террасе дивного минского кафе «Лондон». И услышала, как половицы, вместо обычного скрипа, странно зашлёпали.
Зашёл вымокший бородач в плаще каких-то амстердамских войск и лакированных калошах, которые и издавали этот звук. Я тогда подумала «Ну и чудак!», и если бы кто-то сказал, что через пять лет он будет укладывать наших детей спать, просто бы рассмеялась.
А потом мы начали говорить обо всем на свете, к рассвету дошли пешком по шпалам до минского моря, и так и говорим до сих пор.
Светлана: Есть какие-то принципы, или правила, или выводы, или решения, которым вы следуете в семье?
Катерина: Непоколебимо только одно — завтрак готовит папа. Остальное — по обстоятельствам.
Светлана: Как Главный Читатель становился Главным Читателем? Как строилась история отношения дочки к книгам?
Катерина: В доме, где есть библиотека и читающие родители, ребёнок точно станет читателем. Я читала вслух дочке, ещё будучи беременной, всё тоже, что и себе. В первые месяцы жизни постоянно рассказывала потешки и стихи на память, пела колыбельные. Потом у нас появились первые книжки-игрушки, а к полугоду собралась коллекция малышовых картонок, способных выдержать пробу «на зуб».
Сейчас у Главного Читателя есть огромный книжный шкаф, несколько уютных мест для чтения и, конечно, любимое — ковёр; своя маленькая прикроватная полочка для «засыпательных» книг и такая же — дневная, обитатели которых постоянно меняются. Мы читаем по ролям, разыгрываем сценки и устраиваем дома настоящие представления по прочитанным книгам, с афишами и билетами, вместе ходим в книжные и библиотеку, включаем книги в подарок к каждому празднику, а с тех пор, как Главный Читатель научился писать, дарим самодельные книги друзьям. Особенно дочка любит мои старые детские книжки и истории о том, как мне читали их бабушка и дедушка.
Светлана: Как бы задать вопрос о воспитании… О том, что ты (или лучше — вы, мама и папа) считаете главным, когда ребёнок растёт? Как, по-вашему, стоит строить отношения между взрослым и ребёнком?
Катерина: Главное — это любовь и немного бесконтрольности, т.е. обеспечения свободы в стремлении познать этот мир, и в то же время — безопасности. При этом взрослый — не только друг, но и авторитет, который создает интересную полезную среду и направляет, прислушиваясь. Важно своевременно отзываться на детские потребности и немного предвосхищать запросы, наполнять жизнь малыша впечатлениями и самому искренне проживать все события маленькой жизни. Есть ещё одно волшебное средство для воспитания — личный пример.
Светлана: Возникали ли родительские вопросы, и что помогало их решить?
Катерина: Само собой, и здесь выручают фантазия, терпение и умение стать ребёнком.
Светлана: Есть ли те, кто вдохновляет в вопросах отношений с детьми?
Катерина: Это мои родители.
Светлана: Судя по фотографиям, занятия, которые собраны в рубрике Игры и занятия с Главным Читателем, готовятся очень тщательно. В то же время мне кажется, у вас большая доля импровизации во всём — я правильно поняла? Как взаимодействуют эти виды освоения мира?
Катерина: Тщательно готовится база для занятий — вектор движения и тема, остальное — исходя из интереса ребёнка. Потом фотографии собираются в отдельный тематический пост, и создается такое ощущение (большой подготовки), а ведь здесь показана даже не одна сотая часть того, что мы делаем. 🙂
Просто если обо всём писать и фотографировать, некогда будет играть…
Светлана: Вообще — есть уже мысли о том, в школу вы пойдёте или будете заниматься домашним обучением?
Катерина: Про школу ещё думаем…вот бы нам царское образование на дому!
Светлана: Катерина, а как тебе (вам всем) удаётся столько всего совмещать: я так понимаю, ты работаешь дома, плюс хозяйничаешь, плюс дети, плюс занятия, множество идей, творческие процессы разнообразные, блог, чтение книг… Как всё это? Когда? Каким образом столько можно успеть?
Катерина: Думаю, секрет в том, что мы всё делаем вместе. А ещё у нас есть режим дня и тактика долгосрочного планирования, мы мало спим, не считаем мелкие бытовые неурядицы катастрофой и живём без телевизора.
Светлана: От того, что ты делаешь и говоришь, есть отчётливое ощущение, что есть что-то главное, за что вы все держитесь (ну или что имеете в виду), и это даёт вам возможность жить… как-то спокойно, словно бы в своё удовольствие, без суеты. Можешь посоветовать — как не попасть «в суету», как сохранить себя в потоке бесконечных дел и обязанностей? Может быть у тебя есть рецепт, может быть — общее видение, принципы, что-то ещё?
Катерина: Секретного рецепта у меня нет. Главное — это любовь и доверие, умение понять и разделить чувства друг друга и вера в силы и способности как маленьких, так и взрослых людей. Как только меня начинает «заносить на поворотах», я представляю себя трёхлетней девочкой, и мир меняется.
Светлана: А можно узнать — кто рисовал дизайн блога? Теневой театр? Этих лошадок, например:
Или эти открыточки?
Катерина: Дизайн блога рисовала я, и открытки. А вот театр для нас сделал замечательный художник и друг Юра Виноградов http://paller.livejournal.com/.
Светлана: Как уживаются творческие люди?
Катерина: Любым людям нужно время, чтобы ужиться, но с рождением детей порог терпимости возрастает многократно, и гармония достигается сама собой, если есть любовь.
Светлана: Можешь назвать 3 слова — понятия, критерия — которые для вас важны, и 3 — которые не так уж важны.
Катерина: Важны любовь, доверие, воображение. Не так уж: терпение, спокойствие, аккуратность.
Светлана: Как ты думаешь, что бы каждый из вас хотел получить от Деда Мороза (параметры в пространстве и времени не ограничены)?
Катерина:
— Мир во всем мире всем нам;
— поездку в Мексику себе;
— фотостудию для папы;
— единорога Главному Читателю;
— и маму, которая только его 24 часа в сутки — Данечке.
Светлана: Как Главный Читатель-дочка отнеслась к появлению ещё одного Главного Читателя? Как вы её готовили?
Катерина: Кажется, это стало для неё самым радостным событием. Данечку она обожает, помогает делать ему зарядку, купать, поет колыбельные, выбирает ему наряды на прогулку, жалеет, когда плачет, играет, читает книги, всё объясняет и рассказывает-показывает, и, если бы я разрешила, целый день бы от него не отходила. А ещё без конца планирует, что они будут делать вместе, когда братик подрастёт.
Мы рассказывали о том, как она была маленькой, вместе смотрели альбомы с фотографиями и заметками, ходили в гости к друзьям, у которых есть малыши, и, конечно, читали книги о младших братьях.
Светлана: У Главного Читателя уже есть какие-то крылатые (или просто забавные) изречения? Поделишься?
Катерина: Легко. 🙂 Я их записываю в рубрику Говорилки >>
Светлана: У вас (вашей семьи), наверное, много друзей и единомышленников в реальной жизни? А как у тебя складывается общение в блогосфере?
Катерина: Я бы так не сказала: знакомых много, да, а друзей единицы. В ЖЖ я познакомилась с огромным количеством замечательных людей. Это яркие, талантливые, увлечённые мамы и папы, общение с которыми окрыляет и дает колоссальный заряд энергии. Я очень рада, что Книжный Шкап дал возможность нашим путям пересечься.
Светлана: Поделись, пожалуйста, впечатлениями о практической стороне ведения блога: чем ведение блога оказалось для тебя полезным?
Катерина: Ответ выше — знакомством с любимыми читателями.
Светлана: Есть высказывание, цитата, стих, от которого восстанавливаешься, или который не раз приходил на помощь, или которым просто готова прямо сейчас поделиться?
Катерина:
Прощай,
позабудь
и не обессудь.
А письма сожги,
как мост.
Да будет мужественным
твой путь,
да будет он прям
и прост.
Да будет во мгле
для тебя гореть
звездная мишура,
да будет надежда
ладони греть
у твоего костра.
Да будут метели,
снега, дожди
и бешеный рев огня,
да будет удач у тебя впереди
больше, чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен
бой,
гремящий в твоей груди.
Я счастлив за тех,
которым с тобой,
может быть,
по пути.
И — тот же Иосиф Бродский: «… Человек есть то, что он читает…»
Светлана: Что пожелаешь блогомамам?
Катерина: Мартовского ветра в волосах, вдохновения и добрых сказок.
С Катериной Таберко беседовала Светлана Ранджелович
Использованы фотографии из семейного архива и блога «КНИЖНЫЙ ШКАП Катерины Таберко»