По следам одной из наиболее острых дискуссий, которые происходили на нашем сайте, Анна хотела написать комментарий, а получился полноценный пост о раннем развитии, который мы сегодня и публикуем, так сказать, «пока горячо».
А мое мнение такое: все участницы этой дискуссии, и вообще все члены нашего сообщества, и все мамы, ведущие блоги на детскую тематику — не просто сторонницы раннего развития, но и именно те, кто активно им занимается. Правда, вкладывая в термин «раннее развитие» несколько разный смысл.
Есть более или менее научные определения, но и они разные. Есть наше понимание термина «от жизни». И каждый в обсуждении держит в уме свое определение и понимание. В этом посте я задену – очень коротко – несколько моментов.
После трех уже поздно?
Первое – ставшую расхожей фразу: «После трех уже поздно». И опять – а что именно поздно? Мне попалось несколько статей с таким названием, и — кто во что горазд.
Но фраза стала «расхожей» после того как в 1991 году у нас появился перевод книги Масару Ибука «После трех уже поздно». История термина «Раннее Развитие», а также рождения этой книги и подхода одного из создателей корпорации «Сони» вполне приемлемо описаны в статье Вячеслава Озерова. Обратим внимание на фразу: «Основываясь на российских традициях воспитания детей, советская медицина и педагогика ещё в 30-е годы прошлого столетия сформировали возрастные нормы, которым должен отвечать нормально развивающийся ребенок. Если ребенок не осваивает к определенному возрасту соответствующие навыки и умения, то можно говорить о нарушении «раннего развития», особенно в первые три года. Сегодня нормы психомоторного развития известны не только врачам и педагогам, но и всем родителям, с первых дней заботящимся о полноценном развитии своего ребенка».
Предтечей книги Масару Ибука можно считать японскую методику «Воспитание таланта», которая основана педагогом и скрипачом Синити Судзуки более пятидесяти лет назад. Главная идея методики: чем насыщеннее различными видами деятельности будет жизнь ребенка, тем легче будут усваиваться соответствующие навыки и умения, формироваться знания. Причем дети могут значительно больше, чем предполагают взрослые (все дети, без исключения).
Во вступлении к английскому изданию книги «После трех уже поздно» Глен Доуман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, Филадельфия, США пишет: «Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка. Я думаю, что предлагаемая книга — одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что ее должны прочитать все, живущие на Земле родители».
А я просто присоединяюсь к мнению американского ученого: прочтите эту книгу, выберите в своем плотном режиме несколько часов для этого. В сети книга есть, она не такая уж большая. Очень трудно выбрать цитату, чтобы был понятен стиль изложения. Я выбрала эту: «Готовых рецептов обучения младенцев нет. Те советы, которые я собираюсь вам дать, следует воспринимать лишь как идеи, на основе которых любая мама может принять свое решение, и принять или отвергнуть тот или иной совет в соответствии с определенным характером или ступенью развития ребенка… в воспитании, и особенно в младенческом возрасте, не может быть готовых формул. Если мама считает, что что-то хорошо для ее чада, нужно дать ему это без промедления».
Семья Никитиных и их методика
Второе. Про Никитиных. Их методика и дети росли у меня на глазах (на расстоянии, конечно, ни с кем из них я не была знакома). Сначала они все делали для себя и своих детей, потом – в том числе по просьбе огромного числа родителей, как-то где-то узнавших об их подходе (ой, плохо было без Интернета) — появились публикации в журнале «Семья и школа», и лишь позже они начали издавать книги, которые сметали с книжных «подполок» (как и все хорошие книги в те времена, их и нее выкладывали на прилавок – они расходились среди книголюбов в считанные часы).
Мы через эти статьи и книги наблюдали, как росли дети Никитиных. Как я помню, сначала появились статьи о спортивных снарядах и уроках физического развития, и лишь потом – знаменитые развивающие игры. (У меня эту книгу элементарно украли).
Исследователи считают, что «Методика Никитиных тесно взаимосвязана с японской школой «Воспитание таланта», многие подходы в воспитании и обучении детей одинаковы. Основная цель Никитиных — развитие творческой стороны интеллекта, изобретательского и исследовательского талантов».
А в статье очень известного в наше время изобретателя домашнего спорткомплекса для детей «Стадион в квартире» Владимира Скрипалева (помню его статью в журнале «Семья и школа с чертежами») «До трёх — на всю жизнь« читаем:
«Борис Никитин раньше, чем Ибука, установил: если не развивать способности ребенка в младенчестве, то многие из них угаснут. Взгляды на воспитание Бориса Никитина и Масару Ибуки настолько совпали, что основатель фирмы «Сони» пригласил Бориса Павловича в Японию на две недели с лекциями. Две недели растянулись на три (беспрецедентный случай!), для русского педагога были организованы телепередачи: он в прямом эфире знакомил японских родителей со своими методическими приемами. Позже правительство Японии выделило 12 миллиардов иен на освоение педагогики Никитиных».
Сейчас Лена Алексеевна Никитина (ее мужа уже нет в живых) говорит:
«Нам приписывают, что мы якобы открыли методику раннего разностороннего развития детей. Но мы ничего не открывали! Мы так жили». Это из статьи М. Аникеевой «Что стало с семьёй Никитиных?» И еще Никитина говорила: «Мы-то с дедушкой чего только не испытали: и славу, и ругань, и человеческую благодарность, и академиками почетными успели стать… Но все это суета сует. Пыль! Одной улыбки детской не стоит…»
И эта статья, и интервью с Анной ЕРМАКОВОЙ, (ключевая фраза: «Из жизненных ценностей мы первое место отводим семье. Это отличает всех Никитиных. Именно семейного счастья прежде всего я желаю своим детям.»), на мой взгляд, гимн родителям Никитиным.
Что касается мнения тех, что дети «не удались», «не стали гениями», «имели проблемы социализации», а еще некоторые пишут, что «жили впроголодь», то тут, конечно, у каждого свой взгляд, и статьи есть с разными акцентами. В статье в «Московском комсомолеце» в марте 2000 г., которую сильно растиражировали и обсуждали долго – все описано в черных красках, но большинство обсуждавших считали ее заказной.
Я считаю, что проблемы социализации сплошь и рядом есть у детей из самых разных семей, а уж у единственных в семье деток – так очень часто. Да, у детей, которые учились не со сверстниками, а с более старшими, были трудности. А как вы думаете, у способного, хорошо подготовленного ребенка в классе, где учатся его ровесники, но школа не элитная, а обычная — нет проблем?
Мой сын рос, когда я ничего не знала ни о каких методиках. Собственная интуиция и любовь, да еще сам малыш, сделали так, что он с удовольствием читал с 4 лет, многим интересовался, а следовательно, довольно много знал. Вдаваться в подробности не буду, но лишь расскажу: когда сын уже закончил школу, со мной поделилась завуч этой школы о том, как учительский коллектив на педагогическом совете объяснял молодой (и очень плохо подготовленной) учительнице, как отучить моего сына задавать на уроке вопросы.
На одном из форумов год назад Фатима написала: «Дети Никитиных- это интеллектуальная элита человечества. Умных мало, умным трудно жить среди дураков по дурацким законам дураков. Такая проблема у всех умных, честных людей. Педагогика Никитиных- лучшая педагогика. Если бы все были умными, то цены бы ей не было». Очень жаль, но часто приходится с этим мнением соглашаться.
А вот как семье Никитиных вообще удалось поднять 7 детей на две учительские зарплаты в пору тотального дефицита – до сих пор удивляюсь. «Не было апельсинов и колбасы в детстве» — так все мы так тогда жили. Ну, а кем они стали – я думаю их маме ни за одного не стыдно.
И последнее – почему часто какие-то методики, подходы, статьи и книги вызывают у нас неприятие, отторжение? Да потому, на мой взгляд, что сегодня разные авторские методики и подходы эксплуатируются другими людьми попросту с целью наживы. Многое вырывается из системы, из контекста, игнорируются многие аспекты подходов авторов (а практически все они пишут, как Масару Ибука, что следует воспринимать лишь идеи и творить в воспитании собственного ребенка самим). На чем же тогда будут делать деньги псевдопоследователи?
Но мамам, которые много читают, думают и прислушиваются в первую очередь к своим детям, ничего не грозит. Согласны?
Автор: Анна